Жалобы на неправомерные дейсвия или бездействие должностных лиц, государственных и муниципальных служащих



Дело № –110/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Каа-Хемский районный суд <адрес> в составе:

ФИО25 ФИО20,

с участием представителя заявителя - старшего помощника прокурора <адрес> ФИО22,

представителя заинтересованного лица - <данные изъяты> по доверенности ФИО27,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в <адрес> ФИО21 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> в лице и.о. главного врача ФИО23, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в <адрес> ФИО21 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> в лице и.о. главного врача ФИО23, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в деятельности <данные изъяты> В силу п.п. 4, 11 ст. 212 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 года аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При этом аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Кроме того, пункт 7 вышеуказанного приказа содержит требование о необходимости аттестации вновь организованных рабочих мест после ввода их в эксплуатацию. Дальнейшие сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативно-правовых актов в муниципальном учреждении здравоохранения <данные изъяты> не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. Несоблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых и законодательных актов об охране труда, в частности аттестации рабочих мест по условиям труда сертификации работ по охране труда, создает угрозу аварийных ситуаций в предприятии, повышения уровня производственного травматизма. Бездействием и.о. главного врача МУЗ ЦКБ <адрес> ФИО23 неисполнением им обязанности, предусмотренной законодательством, по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, нарушаются права неопределенного круга лиц (лиц, работающих в предприятии и лиц, которые поступят на работу в предприятие в будущем) на безопасные условия труда, также на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях. Просит признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения <адрес> в лице и.о. главного врача ФИО23, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязать <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора <адрес> ФИО22 поддержала заявление прокурора <адрес> по указанным в заявлении основаниям и просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> по доверенности ФИО27 в судебном заседании согласился с заявлением прокурора и пояснил, что действительно в <данные изъяты> аттестация рабочих мест не проводилась. Они обращались в автодорожный техникум, который имел лицензию для проведения аттестации, но оказалось, что у них срок данной лицензии уже истек и за каждое рабочее место они попросили 2000 рублей, а в больнице в настоящее время денег для проведения аттестации рабочих мест не имеется.

Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понятие «условия труда» определяется как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Аттестация рабочих мест по условиям труда, представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятии по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее – Порядок)

Согласно абзацу 3 п.п.1 п.1 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, (аттестующая организация), проводит работу в соответствии вышеуказанным Порядком.

В пункте 2 Порядка регламентировано, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда.

Согласно п.5 вышеуказанного приказа сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места: после замены производственного оборудования; изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и другого; при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) и утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе: деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации; деятельность службы охраны труда; работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Согласно штатного расписания, утвержденного и.о. главного врача <данные изъяты>, на 2011 год утверждено 275 штатных единиц, в том числе: 5 единиц административно-управленческого персонала, врачебного персонала по поликлинике – 24,5 ставки, врачей по отделениям – 7 ставок, среднего медицинского персонала по отделениям – 44 единицы, среднего медицинского персонала по поликлинике – 51,5 ставки, младшего медицинского персонала – 51,5 ставок, прочего персонала – 36 единиц, <данные изъяты> участковая больница – 18,5 ставок, ФАПЫ – 30 единиц.

В соответствии с п. 6.6. раздела 6 коллективного договора муниципального учреждения здравоохранения «Каа-Хемская центральная кожуунная больница» согласованного администрацией в лице главного врача МУЗ ЦКБ <адрес> ФИО26, председателя профкома <данные изъяты> <адрес> ФИО24 и, зарегистрированного в Министерстве труда и социальной политики РТ ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работодатель обеспечивает обучение по аттестации рабочих мест по условиям труда. Организует проведение поэтапной аттестации рабочих мест по условиям труда с участием представителей Профсоюзного комитета с последующей сертификацией организации работ по охране труда. По результатам аттестации рабочих мест разрабатывает с профсоюзным комитетом план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочем месте. С учетом требований ст. 41 ТК РФ совместно с Профсоюзным комитетом разрабатывает и устанавливает дополнительные льготы и компенсации за работу в особых или вредных условиях труда, сверх предусмотренных законодательством.

Согласно соглашению по охране труда <данные изъяты> утвержденного между «Работодателем» в лице главного врача <данные изъяты> ФИО26 и «Профсоюзным комитетом» в лице председателя профкома <данные изъяты> ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Судом установлено, что администрацией <данные изъяты> не выполняются нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Так, согласно объяснению и.о. главного врача ФИО23 аттестация рабочих мест по условиям труда в <данные изъяты> <адрес> ни разу не проводилась из-за отсутствия финансирования.

Согласно объяснению инженера по охране труда МУЗ ЦКБ <адрес> ФИО27 аттестация рабочих мест не пройдена. В августе 2010 года с юристом обращались в Автодорожный техникум РТ имеющие специальную лицензию на проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией, где узнали одно рабочее место стоит 2000 (две тысячи) рублей. В бюджете МУЗ ЦКБ <адрес> таких денег не предусмотрено в связи с чем до сегодняшнего дня аттестация рабочих мест не пройдена.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией <данные изъяты> не приняты меры по организации проведения аттестации рабочих мест на предприятии. Таким образом, судом установлен факт нарушения администрацией <данные изъяты> вышеназванных норм закона в области охраны труда, заключающийся в бездействии по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Суд считает, что данное бездействие администрации <данные изъяты> в лице и.о. главного врача ФИО26 по не проведению аттестации рабочих мест следует признать незаконными.

Допускаемое администрацией <данные изъяты> бездействие создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В связи с указанным, суд находит заявление прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, признав бездействие администрации <данные изъяты> в части не принятия мер по проведению аттестации рабочих мест незаконным, суд обязывает администрацию <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В связи с чем, с <данные изъяты> подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> в <адрес> ФИО21 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия <данные изъяты> в лице и.о. главного врача ФИО23, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты> в лице и.о. главного врача ФИО23, выразившеееся в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, незаконным.

Обязать <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Взыскать с <данные изъяты>» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд <адрес> со дня вынесения.

ФИО25 ФИО20