Дело № 2 –120/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 24 мая 2011 года с. Сарыг-Сеп Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Ш.К., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О., при секретаре Наскыл А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Бояровский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года, установил: Прокурор Каа-Хемского района Мельников Е.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Бояровский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года указывая, что Прокуратурой Каа-Хемского района в ходе проверки исполнения федерального законодательства об охране подземных и поверхностных вод и водного законодательства установлено, что на территории сельского поселения сумона Бояровский находится три артезианских скважины для забора воды, которые стоят на балансе администрации и эксплуатируется жителями данного населенного пункта. Проверкой установлено, что эксплуатация данной скважины не соответствует требованиям Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в нарушение п.3 ст. 18 названного Закона отсутствует заключение главного государственного санитарного врача субъекта о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам. Прилегающая территория к водозаборному сооружению загрязнена органическими отходами (фекальное загрязнение отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных). Зона санитарной охраны источника водоснабжения в радиусе 20 м. не огорожена, доступ людей и скота свободный, водопой животных осуществляется на расстоянии менее 20 метров, что является нарушением п.5.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана, в нарушение п.п. 1.5, 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Официально изданные санитарные правила у балансодержателей (администрации сельского поселения) отсутствуют, в нарушение п.2.4 СП 1.1.1058-01. Акты промывки и дезинфекции систем забора воды и накопительных резервуаров отсутствуют, в нарушение п.6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02. Указанные нарушения федерального законодательства подтверждаются справкой старшего специалиста 1 разряда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучии человека по Республике Тыва Седен-Дамба Т.В., также справкой выданной помощником санитарного врача Федерального Государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии а Республике Тыва» в Каа-Хемском районе Федоровой М.И. Обязанность администрации поселения Бояровский содержать водоколонки общего пользования в исправном состоянии вытекает из п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Также согласно п.4 ст.3 Устава сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского кожууна РТ, принятого Решением № 8 от 11.02.2008 года Хурала Представителей сумона Бояровский установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено: организация в границах поселения водоснабжения поселения, водоотведения. Таким образом, администрация сельского поселения сумона Бояровский в указанной части нарушает гарантированные статьями 20 и 21 Конституции Российской Федерации права граждан на защиту жизни и здоровья, поскольку вода является одним из необходимых источников поддержания жизнеспособных функций организма. В связи с чем, прокуратурой района 03.02.2011 года главе сельского поселения сумона Бояровский было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, а именно с требованием получить санитарно-эпидемиологическое заключение, на который ответ не был представлен. Указанное обстоятельство свидетельствует о не выполнении администрацией сельского поселения сумона Бояровский, возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации водоснабжения населения сельского поселения сумона Бояровский, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, так как установить количество граждан, права которых нарушены бездействием администрации поселения не предоставляется возможным, круг таких граждан не определен и персонально изменчив. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации. Просит обязать администрацию сельского поселения Бояровский Каа-Хемского кожууна: устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства; получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе; заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года. В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О. поддержала исковые требования прокурора по указанным в нем основаниям, и просила суд удовлетворить их. Представитель ответчика – Администрация сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского кожууна в судебное заседание на явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В Российской Федерации согласно ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита жизни и здоровья. В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, кроме того, указанные объекты должны быть защищены от загрязнения и засорения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам. Согласно п. 3 ст. 18 названного выше Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Согласно Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», в радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды (п. 5.2) Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию с последующим составлением акта (п. 6.6). Согласно п. 1.5, п. 2.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности. Согласно п. 2.4 названных Правил производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Как видно из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 26 апреля 2011 года, на балансе сельского поселения Бояровский состоит три источника питьевого водоснабжения, в том числе: по <адрес> и <адрес>. Заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует. Зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена. Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Согласно информации, представленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» в Каа-Хемском районе от 03 мая 2011 года, администрациями сельских поселений Каа-Хемского района договора по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения населения не заключены. Заявки на выдачу экспертных заключений на водоисточники (скважины, трубчатые колодцы) от администраций сельских поселений не поступали. Согласно представления прокурора Каа-Хемского района от 03 февраля 2011 года, главе сельского поселения Бояровский Лама О.М. предъявлено требование о безотлагательном принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при этом предоставлен месячный срок для сообщения о принятых мерах. Таким образом, судом установлено, что на территории с. Бояровский водоснабжение населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими нормами не организовано: заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует; зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена; производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории с. Бояровский, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Также установлено, что обязанность по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в с. Бояровский возложена законом на администрацию сельского поселения сумона Бояровский. Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Данное положение закреплено в п. 4 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. к администрации сельского поселения сумона Бояровский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения подлежащими удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - до 01 июля 2011 года. В соответствии со ст.333.36 ч 1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч 4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения Бояровский Каа-Хемского кожууна устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: - получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе; - заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Председательствующий Ш.К. Кужугет