эДело № 2 –119/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 25 мая 2011 года с. Сарыг-Сеп Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Ш.К., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О., при секретаре Наскыл А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Усть-Буренский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года, установил: Прокурор Каа-Хемского района Мельников Е.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Усть-Буренский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года указывая, что Прокуратурой Каа-Хемского района в ходе проверки исполнения федерального законодательства об охране подземных и поверхностных вод и водного законодательства установлено, что на территории сельского поселения сумона Усть-Буренский находится два артезианских скважин для забора воды, которые состоят на балансе администрации и эксплуатируется жителями данного населенного пункта. Проверкой установлено, что эксплуатация данных скважин не соответствует требованиям Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в нарушение п.3 ст. 18 названного Закона отсутствует заключение главного государственного санитарного врача субъекта о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам. Прилегающая территория к водозаборному сооружению загрязнена органическими отходами (фекальное загрязнение отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных). Зона санитарной охраны источника водоснабжения в радиусе 20 м. не огорожена, доступ людей и скота свободный, водопой животных осуществляется на расстоянии менее 20 метров, что является нарушением п.5.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана, в нарушение п.п. 1.5, 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Официально изданные санитарные правила у балансодержателей (администрации сельского поселения) отсутствуют, в нарушение п.2.4 СП 1.1.1058-01. Акты промывки и дезинфекции систем забора воды и накопительных резервуаров отсутствуют, в нарушение п.6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02. Указанные нарушения федерального законодательства подтверждаются справкой старшего специалиста 1 разряда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучии человека по Республике Тыва Седен-Дамба Т.В., также справкой выданной помощником санитарного врача Федерального Государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии а Республике Тыва» в Каа-Хемском районе Федоровой М.И. Обязанность администрации поселения Усть-Буренский содержать водоколонки общего пользования в исправном состоянии вытекает из п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Также согласно п.4 ст.3 Устава сельского поселения сумона Усть-Буренский Каа-Хемского кожууна РТ, принятого Решением № 12 от 26.02.2008 года Хурала Представителей сумона Усть-Буренский установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено: организация в границах поселения водоснабжения поселения, водоотведения. Таким образом, администрация сельского поселения сумона Усть-Буренский в указанной части нарушает гарантированные статьями 20 и 21 Конституции Российской Федерации права граждан на защиту жизни и здоровья, поскольку вода является одним из необходимых источников поддержания жизнеспособных функций организма. В связи с чем, прокуратурой района 03.02.2011 года главе сельского поселения сумона Усть-Буренский было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, а именно с требованием получить санитарно-эпидемиологическое заключение, однако ответа на вышеуказанное требование представлено не было. Указанное обстоятельство свидетельствует о не выполнении администрацией сельского поселения сумона Усть-Буренский, возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации водоснабжения населения сельского поселения сумона Усть-Буренский, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, так как установить количество граждан, права которых нарушены бездействием администрации поселения не предоставляется возможным, круг таких граждан не определен и персонально изменчив. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации. Просит обязать администрацию сельского поселения Усть-Буренский Каа-Хемского кожууна устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе; заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года. В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О. поддержала исковые требования прокурора по указанным в нем основаниям, и просила суд удовлетворить их. Представитель ответчика – Администрация сельского поселения сумона Усть-Буренский Каа-Хемского кожууна в судебное заседание на явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В Российской Федерации согласно ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита жизни и здоровья. В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, кроме того, указанные объекты должны быть защищены от загрязнения и засорения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам. Согласно п. 3 ст. 18 названного выше Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Согласно п. 5.2 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», в радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию с последующим составлением акта (п. 6.6). Согласно п. 1.5, п. 2.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности. Согласно п. 2.4 названных Правил производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 26 апреля 2011 года, на балансе сельского поселения Усть-Буренский состоит 9 артезианских скважин, в том числе 2 рабочие: по <адрес>, д. № и №. Заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует. Зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена. Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Согласно информации, представленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» в Каа-Хемском районе от 03 мая 2011 года, администрациями сельских поселений Каа-Хемского района договора по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения населения не заключены. Заявки на выдачу экспертных заключений на водоисточники (скважины, трубчатые колодцы) от администраций сельских поселений не поступали. Согласно представления прокурора Каа-Хемского района от 03 февраля 2011 года, главе сельского поселения Усть-Буренский Орай Ю.Д. предъявлено требование о безотлагательном принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при этом предоставлен месячный срок для сообщения о принятых мерах. Таким образом, судом установлено, что на территории с. Усть-Буренский водоснабжение населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими нормами не организовано: исследованная проба воды по показателям не соответствует требованиям СанПиН (что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 19 мая 2011 года); заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует; зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена; производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории с. Усть-Буренский, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Также установлено, что обязанность по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в с. Усть-Буренский возложена законом на администрацию сельского поселения сумона Усть-Буренский. Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Данное положение закреплено в п. 4 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Усть-Буренский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. к администрации сельского поселения сумона Усть-Буренский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения подлежащими удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - до 01 июля 2011 года. В соответствии со ст. 333.36 ч 1 п. 9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч 4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения Усть-Буренский Каа-Хемского кожууна устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: - получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе; - заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Председательствующий Ш.К. Кужугет