2-122/11 О понуждении администации сумона к совешению действий (О приведении в нажлежащее состояние источников питьевой воды в сумоне



Дело № –122/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Каа-Хемский районный суд <адрес> в составе:

ФИО10 ФИО10,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> ФИО9,

при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО8 в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес>, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес> на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Прокурор <адрес> ФИО8 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес>, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес> на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ указывая, что Прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения федерального законодательства об охране подземных и поверхностных вод и водного законодательства установлено, что на территории сельского поселения сумона <адрес> находится 6 артезианских скважин для забора воды, которые стоят на балансе администрации и эксплуатируются жителями данного населенного пункта. Проверкой установлено, что эксплуатация данных скважин не соответствует требованиям Закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в нарушение п.3 ст. 18 названного Закона отсутствует заключение главного государственного санитарного врача субъекта о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам. Прилегающая территория к водозаборному сооружению загрязнена органическими отходами (фекальное загрязнение отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных). Зона санитарной охраны источника водоснабжения в радиусе 20 м. не огорожена, доступ людей и скота свободный, водопой животных осуществляется на расстоянии менее 20 метров, что является нарушением п.5.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана, в нарушение п.п. 1.5, 2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Официально изданные санитарные правила у балансодержателей (администрации сельского поселения) отсутствуют, в нарушение п.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01. Акты промывки и дезинфекции систем забора воды и накопительных резервуаров отсутствуют, в нарушение п.6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02. Указанные нарушения федерального законодательства подтверждаются справкой старшего специалиста 1 разряда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучии человека по <адрес> ФИО5, также справкой выданной помощником санитарного врача Федерального Государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии а <адрес>» в <адрес> ФИО6 Обязанность администрации поселения <адрес> содержать водоколонки общего пользования в исправном состоянии вытекает из п.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Также согласно п.4 ст.3 Устава сельского поселения сумона <адрес> РТ, принятого Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Хурала Представителей сумона <адрес> установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено: организация в границах поселения водоснабжения поселения, водоотведения. Таким образом, администрация сельского поселения сумона <адрес> в указанной части нарушает гарантированные статьями 20 и 21 Конституции Российской Федерации права граждан на защиту жизни и здоровья, поскольку вода является одним из необходимых источников поддержания жизнеспособных функций организма. Указанное обстоятельство свидетельствует о не выполнении администрацией сельского поселения сумона <адрес>, возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации водоснабжения населения сельского поселения сумона <адрес>, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, так как установить количество граждан, права которых нарушены бездействием администрации поселения не предоставляется возможным, круг таких граждан не определен и персонально изменчив. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации. Просит обязать администрацию сельского поселения <адрес>: устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства; получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес>; заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В <адрес> по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО9 поддержала исковые требования прокурора по указанным в нем основаниям, и просила суд удовлетворить их.

Представитель ответчика – Администрация сельского поселения сумона <адрес> в судебное заседание на явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации согласно ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, кроме того, указанные объекты должны быть защищены от загрязнения и засорения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

Согласно п. 3 ст. 18 названного выше Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 5.2 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», в радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию с последующим составлением акта (п. 6.6).

Согласно п. 1.5, п. 2.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности.

Согласно п. 2.4 названных Правил производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на балансе сельского поселения <адрес> состоят 6 рабочих источников питьевого водоснабжения, в том числе: по <адрес>. 12, <адрес>, 7, <адрес>, 41, <адрес> 46, <адрес> 23, <адрес> 20. Заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данных источников питьевого водоснабжения отсутствуют. Зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена. Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана.

Согласно информации, представленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, администрациями сельских поселений <адрес> договора по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения населения не заключены. Заявки на выдачу экспертных заключений на водоисточники (скважины, трубчатые колодцы) от администраций сельских поселений не поступали.

Таким образом, судом установлено, что на территории <адрес> водоснабжение населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими нормами не организовано: заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует; зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена; производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории <адрес>, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Также установлено, что обязанность по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в <адрес> возложена законом на администрацию сельского поселения сумона <адрес>.

Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Данное положение закреплено в п. 4 ст. 3 Устава сельского поселения сумона <адрес> <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора <адрес> ФИО8 к администрации сельского поселения сумона <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес>, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес> на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.333.36 ч 1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч 4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

- получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес>;

- заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В <адрес> по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> через <адрес> в течение десяти дней со дня вынесения.

ФИО10 ФИО10