Дело № 2 –123/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 24 мая 2011 года с. Сарыг-Сеп Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Ш.К., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О., представителя ответчика – председателя администрации сельского поселения сумона Кок-Хаакский Орустук Виктора Чуданговича, при секретаре Наскыл А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Кок-Хакский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года, установил: Прокурор Каа-Хемского района Мельников Е.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона Кок-Хаакский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года указывая, что прокуратурой Каа-Хемского района в ходе проверки исполнения федерального законодательства об охране подземных и поверхностных вод и водного законодательства установлено, что на территории сельского поселения сумона Кок-Хаакский находятся 4 артезианских скважины для забора воды, которые стоят на балансе администрации и эксплуатируются жителями данного населенного пункта. Проверкой установлено, что эксплуатация данных скважин не соответствует требованиям Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в нарушение п.3 ст. 18 названного Закона отсутствует заключение главного государственного санитарного врача субъекта о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам. Прилегающая территория к водозаборному сооружению загрязнена органическими отходами (фекальное загрязнение отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных). Зона санитарной охраны источника водоснабжения в радиусе 20 м. не огорожена, доступ людей и скота свободный, водопой животных осуществляется на расстоянии менее 20 метров, что является нарушением п.5.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана, в нарушение п.п. 1.5, 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Официально изданные санитарные правила у балансодержателей (администрации сельского поселения) отсутствуют, в нарушение п.2.4 СП 1.1.1058-01. Акты промывки и дезинфекции систем забора воды и накопительных резервуаров отсутствуют, в нарушение п.6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02. Указанные нарушения федерального законодательства подтверждаются справкой старшего специалиста 1 разряда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучии человека по Республике Тыва Седен-Дамба Т.В., также справкой выданной помощником санитарного врача Федерального Государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии а Республике Тыва» в Каа-Хемском районе Федоровой М.И. Обязанность администрации поселения Кок-Хаакский содержать водоколонки общего пользования в исправном состоянии вытекает из п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Также согласно п.4 ст.3 Устава сельского поселения сумона Кок-Хаакский Каа-Хемского кожууна РТ, принятого Решением № 12 от 26.02.2008 года Хурала Представителей сумона Кок-Хаакский, к вопросам местного значения поселения отнесено: организация в границах поселения водоснабжения поселения, водоотведения. Таким образом, администрация сельского поселения сумона Кок-Хаакский в указанной части нарушает гарантированные статьями 20 и 21 Конституции Российской Федерации права граждан на защиту жизни и здоровья, поскольку вода является одним из необходимых источников поддержания жизнеспособных функций организма. Указанное обстоятельство свидетельствует о не выполнении администрацией сельского поселения сумона Кок-Хаакский, возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации водоснабжения населения сельского поселения сумона Кок-Хаакский, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, так как установить количество граждан, права которых нарушены бездействием администрации поселения не предоставляется возможным, круг таких граждан не определен и персонально изменчив. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации. Просит обязать администрацию сельского поселения Кок-Хаакский Каа-Хемского кожууна: устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства; получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе; заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 июля 2011 года. В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О поддержала исковые требования прокурора по указанным в нем основаниям, и просила суд удовлетворить их. Представитель ответчика – председатель администрации сумона Кок-Хаакский Орустук В.Ч. в судебном заседании исковые требования прокурора признал и пояснил, что в настоящее время им проводится работа для устранения нарушений, указанных в исковом заявлении прокурора. В настоящее время территории источников уже очищены. Он обращался к помощнику санитарного врача Федоровой М.И. для заключения договора. Администрация района также обещали помочь с материалами для ограждения территории источников. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует переправа через реку Енисей, просит срок для устранения нарушений, установить до 01 августа 2011 года. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В Российской Федерации согласно ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита жизни и здоровья. В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, кроме того, указанные объекты должны быть защищены от загрязнения и засорения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам. Согласно п. 3 ст. 18 названного выше Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Согласно п. 5.2 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», в радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию с последующим составлением акта (п. 6.6). Согласно п. 1.5, п. 2.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности. Согласно п. 2.4 названных Правил производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны, а также сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Как видно из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 26 апреля 2011 года, на балансе сельского поселения Кок-Хаакский состоят 4 рабочих источников питьевого водоснабжения, в том числе: по ул. <адрес>, 26
Согласно информации, представленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» в Каа-Хемском районе от 03 мая 2011 года, администрациями сельских поселений Каа-Хемского района договора по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения населения не заключены. Заявки на выдачу экспертных заключений на водоисточники (скважины, трубчатые колодцы) от администраций сельских поселений не поступали.
Согласно представления прокурора Каа-Хемского района от 03 февраля 2011 года, главе сельского поселения Кок-Хаакский Орустуку В.Ч. предъявлено требование о безотлагательном принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при этом предоставлен месячный срок для сообщения о принятых мерах.
Таким образом, судом установлено, что на территории с. Кок-Хаакский водоснабжение населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими нормами не организовано: исследованная проба воды по показателям не соответствует требованиям СанПиН (что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 19 мая 2011 года); заключение главного государственного санитарного врача о соответствии данного источника питьевого водоснабжения отсутствует; зона санитарной охраны источников водоснабжения в радиусе 20 м не огорожена; производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана. Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории с. Кок-Хаакский, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Также установлено, что обязанность по организации водоснабжения населения в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в с. Кок-Хаакский возложена законом на администрацию сельского поселения сумона Кок-Хаакский.
Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Данное положение закреплено в п. 4 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Кок-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. к администрации сельского поселения сумона Кок-Хаакский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить заключение на действующую водозаборную скважину ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе, заключить договор с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе на проведение производственного контроля питьевого водоснабжения подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - до 01 августа 2011 года с учетом мнения представителя ответчика и отсутствием переправы через реку Енисей.
В соответствии со ст.333.36 ч 1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч 4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Кок-Хаакский Каа-Хемского кожууна устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- получить заключение на действующую водозаборную скважину Федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Каа-Хемском районе;
- заключить договор с Федеральным государственным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» В Каа-Хемском районе по проведению производственного контроля, в том числе с проведением лабораторных исследований питьевого водоснабжения в срок до 01 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий Ш.К. Кужугет