Дело № 2 –146/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 05 июля 2011 года с. Сарыг-Сеп Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Ш.К., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О., представителя ответчика по доверенности - специалиста по архитектуре и градостроительству администрации Каа-Хемского района Чупрова С.В., при секретаре Наскыл А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каа-Хемского района Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Дерзиг-Аксынский о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в срок до 01 сентября 2011 года, установил: Прокурор Каа-Хемского района Мельников Е.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Дерзиг-Аксынский о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления контролирующими органами и органами местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский имеется полигон для твердых бытовых отходов. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон). Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Также выбранный участок для устройства полигона для твердых, бытовых отходов должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта. В нарушение данной нормы свалка, расположенная на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский, не имеет никакой документации, территория свалки не огорожена, не охраняется, не рекультивируется. Санитарно-техническое состояние свалки неудовлетворительное, кучи отходов не разравниваются, круглосуточный учет поступающих в полигон отходов не ведется, тем самым данная свалка бытовых отходов является несанкционированной. В соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16, санитарные полигоны бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требования производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов и работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Однако в ходе проведенной проверки выявлены нарушения, а именно полигон твердых бытовых отходов в населенном пункте Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды и организация утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Также согласно п. 19 ст.3 Устава сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочия по утилизации и переработке бытовых отходов сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района не осуществляется, что привело к значительному загрязнению территории кожууна бытовыми отходами, в связи с чем нарушаются законные права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, выявленные нарушения в сельском поселении сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в части нарушения санитарных правил и норм при утилизации, удалении отходов способны негативно сказаться на окружающей среде и экологической обстановке Каа-Хемского района, создать реальную угрозу распространения инфекционных болезней, чем нарушаются права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в срок до 01.09.2011 года. Определением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 28 июня 2011 года по ходатайству истца ненадлежащий ответчик Администрация сельского поселения с. Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района заменен на надлежащего ответчика – Администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва. В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ондар А.О. поддержала исковые требования прокурора по указанным в нем основаниям, и пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района имеется полигон твердых бытовых отходов. В нарушение ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» свалка, расположенная на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, санитарно-техническое состояние салки неудовлетворительное. В соответствии с уставом муниципального района «Каа-Хемский кожуун РТ» в п.п.14 п.1 ст. 8 к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, также согласно п.п.14 п.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. Поэтому прокурором Каа-Хемского района было подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории Каа-Хемского района о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов. Просит возложить на администрацию Каа-Хемского района обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в срок до 01 сентября 2011 года. Представитель ответчика по доверенности - специалист по архитектуре и градостроительству администрации Каа-Хемского района Чупров С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что согласно ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся сбор и вывоз бытовых отходов со свалок находящихся в сельских поселениях. Следовательно, получить санитарно-эпидемиологическое заключение должна администрация сельского поселения, а не муниципальный район. Считает, что представитель прокуратуры должен уточнить исковые требования и оставить ответчиком администрацию сельского поселения Дерзиг-Аксынский, так как в иске прокурора речь идет о свалках на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский, а не о полигоне по переработке и утилизации бытовых отходов. Также считает, что организация, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов входит в компетенцию администрации сельского поселения Дерзиг-Аксынский, которая должна вывозить бытовые отходы в полигон по переработке и утилизации бытовых отходов, расположенный в с. Сарыг-Сеп. Просит оставить ответчиком по делу администрацию сельского поселения Дерзиг-Аксынский. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно п.1 ст. 22 названного выше Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под понятие «отходы производства и потребления» понимаются остатки сырья: материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукции, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, продукции, утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст. 12 названного Закона объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон). Согласно п. 2.2. Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16, санитарные полигоны бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Согласно п. 3.4. названных Правил санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН. Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 26 апреля 2011 года, полигон твердых бытовых отходов в с. Дерзиг-Аксы Каа-Хемского кожууна не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, что является нарушением п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Также выявлен факт вывоза на полигон трупа павшего животного (КРС), что является нарушением п. 2.7. СП 2.1.7.1038-01. Расстояние с восточной стороны от жилого <адрес> до полигона ТБО <адрес> составляет 200 метров, что является нарушением п. 3.2. СП 2.1.7.1038-01. Территория по периметру полигона ТБО <адрес> не ограждена, что является нарушением п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01. Из фотоприложения к указанной справке следует, что в с. Дерзиг-Аксы за <адрес>, имеется полигон твердых бытовых отходов, без ограждений. Из справки, составленной 07 июня 2011 года, следует, что помощником прокурора Каа-Хемского района Ондар А.О. и специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Седен-Дамба Т.В. проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой установлено, что в нарушение требований Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигон твердых бытовых отходов в сельском поселении Дерзиг-Аксынский не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, выявлен факт вывоза на полигон трупа павшего животного (КРС), расстояние с восточной стороны от жилого <адрес> до полигона ТБО с. Дерзиг-Аксы составляет 200 метров, территория полигона по периметру не ограждена. Таким образом, судом установлено, что на территории с. Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района имеется полигон твердых бытовых отходов, что подтверждено материалами дела и не оспаривается представителем ответчика. Также установлено, что данный полигон не соответствует требованиям санитарно– эпидемиологических норм, а именно п.п. 2.2., 2.7., 3.2. и 4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории с. Дерзиг-Аксы, тем самым нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района возложена законом на администрацию Каа-Хемского района. Так, согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п.п. 2, 3 ст. 5 Закона Республики Тыва от 29декабря2004года N1101ВХ-1 « Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 14 ст. 8 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» к вопросам местного значения муниципального района относится утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 1 ст. 20 названного Устава Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каа-Хемского района о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в срок до 01 сентября 2011 года, подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них законом, и в защиту прав жителей Каа-Хемского района на благоприятную окружающую среду. Доводы представителя ответчика о том, что организация утилизации и переработки бытовых отходов, в том числе обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку, относится к полномочиям сельских поселений, не состоятельны по указанным выше основаниям. Доводы представителя ответчика о том, что свалка в сельском поселении Дерзиг-Аксы не является полигоном также не состоятельны, поскольку в отношении свалок и полигонов твердых бытовых отходов действуют одни и те же санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В соответствии со ст. 333.36 ч 1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить. Обязать администрацию Каа-Хемского района получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории сельского поселения Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района в срок до 01 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 07 июля 2011 года. Председательствующий Ш.К. Кужугет