Решение по делу №2-171/11, о возложении обязанности к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2 –171/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 июля 2011 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ак-кыс А.В., при секретаре Сандык С.С.,

с участием старшего помощника прокурора Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ондар А.О., представителя ответчика – главы сумона Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Мельников Е.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что прокуратурой Каа-Хемского района была поведена проверка по исполнению требований противопожарного законодательства администрациями сельских поселений, расположенных на территории Каа-Хемского района. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский не в полном объеме принимаются меры противопожарной безопасности населенного пункта, заключающимися: в не установке на территории сельского поселения средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в не выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), в не оборудовании площадки (пирса) у водоисточника р.М. Енисей, протекающего рядом с сельским поселением. В рамках данной проверки 15 апреля 2011 года председателю администрации сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский было внесено представление об устранении нарушений пожарного законодательства, однако, до настоящего времени ответ в прокуратуру района не поступил.

Согласно п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах ни на прилегающих к ним территориях.

Согласно п.94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» при наличии на территории объекта и или вблизи его естественных или искусственных водоисточников к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.11 ФЗ № 68, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях и осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, администрацией сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский не в полном объеме принимаются меры противопожарной безопасности населенного пункта. Непринятие указанных мер противопожарной безопасности администрацией сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский может привести к несвоевременному оперативному реагированию сотрудников пожарной службы по тушению пожара в населенном пункте, в случае возникновения такового, что в свою очередь может привести к угрозе значительного повреждения или уничтожения либо к значительному повреждению и уничтожению имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения, а также к угрозе гибели граждан. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, как права на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия указанных мер противопожарной безопасности ставится под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский. Просит обязать администрацию сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский устранить нарушения, предусмотренные п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ, п.114,119 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 путем установления на территории сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, произвести опашку вокруг сельского поселения, оборудовать не менее 2-мя пирсами берег реки М. Енисей в срок в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ондар А.О. уточнила исковые требования и просила обязать администрацию сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский устранить нарушения, предусмотренные п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ, п.114,119 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 путем установления на территории сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, и оборудовать не менее 2-мя пирсами берег реки Бурен в срок в течение месяца после вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика глава сумона Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Канзан-оол С.С. пояснив, что опашка вокруг сельского поселения имелась и в настоящее время опашка повторно обновлена, остальные требования прокурора признал полностью.

Выслушав объяснения сторон, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела и заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях (п.а); принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение (п.б); осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (п.в).

В соответствии со ст.19 Федерального закона №69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

На основании ст.68 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

Согласно п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п.10 ст.3 Устава сельского поселения сумона Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сумона Бурен-Бай-Хаакский.

Из справок инспектора ОНД Каа-Хемского и Тере-Хольского районов Салчака А.В. видно, что в с.Бурен-Бай-Хаак отсутствуют площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года, наружное освящение в темное время суток на территории населенного пункта, и звуковая сигнализация для оповещения населения на случай пожара.

Согласно ответа главы сельского поселения сумона Бурун-Бай-Хаакский на требование прокурора № 6-622в/10 от 25.09.2010 года, администрацией сумона разработан план мероприятий по защите населенного пункта от природных пожаров: повторно обновили минерализованную полосу протяженностью 6 км. вокруг населенного пункта, имеются 2 места для подъезда пожарной техники для забора воды, находящиеся в черте населенного пункта, составлен список техники, привлекаемой на случай пожара, будет оборудована звуковая сигнализация, для забора воды оборудованы водоколонки «полугайкой» и «гусаком».

Таким образом, судом установлено, что администрацией сельского поселения сумона Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского района допускается нарушение указанных выше требований пожарной безопасности, отсутствует звуковая сигнализация для оповещения населения на случай пожара, и отсутствуют площадки (пирсы) с твердым покрытием для установки пожарный автомобилей для забора воды в любое время года, о чем свидетельствуют акты проверок органа государственного пожарного надзора.

Нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности администрацией сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский может привести к несвоевременному оперативному реагированию сотрудников пожарной службы по тушению пожара в населенном пункте, что в свою очередь может привести к угрозе значительного повреждения или уничтожения имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения, а также к угрозе гибели граждан. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан, проживающих на территории сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский, такие, как право на жизнь, охрану здоровья, на защиту собственности и имущества.

При таких обстоятельствах, иск прокурора Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, на основании ч.4 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела возмещаются за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Мельникова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республик Тыва о возложении обязанности к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в срок в течение 1 месяца после вступления настоящего решения в законную силу, путем выполнения следующих мероприятий:

- установить на территории сельского поселения Бурен-Бай-Хаакский средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- оборудовать не менее двумя пирсами берег реки Бурен рядом с сельским поселением Бурен-Бай-Хаакский.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий А.В. Ак-кыс