Решение по делу №2-186/10 о понуждении к совершению действий по устранению нарушений



Дело № 2 –186/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ак-кыс А.В., с участием истца - помощника прокурора Каа-Хемского района Цыремпилова Т.А-Ц., при секретаре Кужугет Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Каа-Хемского района Черевко Д.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Суг-Бажинский Каа-Хемского района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

И.о. прокурора Каа-Хемского района Черевко Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что прокуратурой Каа-Хемского района была проведена проверка по заданию прокуратуры Республики Тыва по исполнению требований противопожарного законодательства администрациями сельских поселений, расположенных на территории Каа-Хемского района. В рамках данной поверки установлено что в 7 сельских поселениях, в том числе и в сельском повелении Суг-Бажинский имеются глубинные насосы, не приспособленные для забора воды пожарными машинами и отсутствуют пирсы у естественных истоков, протекающих рядом с указанными поселениями. На территории сельского поселения Суг-Бажинский имеются 5 рабочих глубинных насосов (водоколонок), из них только 1 глубинный насос приспособлен для забора воды пожарными машинами. Вопрос о противопожарном водоснабжении рассматривался на заседании комиссии по чрезвычайных ситуациям Каа-Хемского района, по результатам которой был принят протокол №1 от 19.01.2010 года оборудовать в срок до 01.04.2010 года пожарными полугайками все работающие глубинные насосы, а территории района для забора воды пожарными машинами в целях тушения пожара.

Согласно п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах ни на прилегающих к ним территориях.

Согласно п.94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» при наличии на территории объекта и или вблизи его естественных или искусственных водоисточников к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.11 ФЗ № 68, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях и осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, администрацией сельского поселения Суг-Бажинский не в полном объеме принимаются меры противопожарной безопасности населенного пункта. Непринятие указанные мер противопожарной безопасности администрацией сельского поселения Суг-Бажинский может привести к несвоевременному оперативному реагированию сотрудников пожарной службы по тушению пожара в населенном пункте, в случае возникновения такового, что в свою очередь может привести к угрозе значительного повреждения или уничтожения либо к значительному повреждению и уничтожению имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения Суг-Бажинский, а также к угрозе гибели граждан. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, как права на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия указанных мер противопожарной безопасности ставится под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения Суг-Бажинский. Просит понудить администрацию сельского поселения Суг-Бажинский устранить нарушения, предусмотренные п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ, абз.2 ст.1, ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ, ч.ч.1,2,4 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ, п.94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 путем оборудования пожарными полугайками либо приспособлениями типа «гусак», имеющиеся на территории сельского поселения Суг-Бажинский глубинные насосы (водоколонки) в количестве не менее двух, оборудовать не менее двумя пирсами берег реки Кара-Суг в местах, где указанная река протекает рядом с сельским поселением Суг-Бажинский в срок до 01 мая 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Цыремпилов Т.А-Ц. уточнил требования, и просил понудить администрацию сельского поселения Суг-Бажинский оборудовать одним пирсом берег реки Кара-Суг в месте, где указанная река протекает рядом с сельским поселением Суг-Бажинский, в остальной части исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их по указанным основаниям.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения сумона Суг-Бажинский в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил. В связи с чем, суд признает его не явку неуважительной и рассматривает дело без его участия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Заместитель начальника пожарной части Номер обезличен по охране Каа-Хемского района Государственного управления 1 отряда Федеральной противопожарной службы по Республике Тыва Мурыгин А.В., допрошенный в качестве специалиста, пояснил, что Постановлением председателя Администрации Каа-Хемского района была утверждена комиссия по чрезвычайным ситуациям, в которую входят руководители ОВД по Каа-Хемскому району, пожарной части, ОГПН, райгаза и т.д. Главы администрация сельских поселений участвуют на заседаниях комиссии в качестве приглашенных лиц. На заседании комиссии по чрезвычайных ситуациям Каа-Хемского района, состоявшегося 19 января 2010 года принят протокол №1, в котором указывалось председателям сельских поселений оборудовать в срок до 01.04.2010 года пожарными полугайками все работающие глубинные насосы для забора воды пожарными машинами в целях тушения пожара. В случае нехватки вывезенной воды для тушения пожара, в населенном пункте должна быть предусмотрена возможность забора воды из глубинных насосов, приспособление в виде пожарной полугайки сокращает время забора воды, что влечет сокращение времени тушения пожара и уменьшения ущерба, причиненного пожаром. Приспособление «Гусак» представляет из себя выведенную из помещения, в котором оборудован глубинный насос, в наружу трубу с задвижкой либо краном на высоте, необходимой для подъезда пожарной автомашины. При пожаре отключается электричество, и если объект уже разгорелся и в него невозможно попасть, то необходимо отключать ближайший трансформатор электричества. Таким образом, глубинный насос, питающийся электричеством от данного трансформатора, уже не может быть использовать для забора пожарной автомашиной дополнительной воды. Поэтому и необходимо, чтобы в населенном пункте имелся второй глубинный насос, питающийся электричеством от другого трансформатора, и также оборудованный пожарной полугайкой, либо приспособлением типа «Гусак». Оборудование берега реки пирсом, также имеет свои преимущества. При заборе пожарной автомашиной воды из глубинного насоса необходимо время в количестве 16-18 минут, так как глубинный насос в секунду отдает 4-5 литра воды. Пожарный пирс обеспечивает производительность насоса пожарной автомашины на 40 литров в секунду, и пожарная автомашина уже в пределах одной минуты может заправиться водой. Чтобы пожарный пирс всегда был доступен для пожарной автомашины, необходимо круглогодично обеспечивать подъезд к источнику воды, в зимнее время подъезд должен постоянно расчищаться, а в осенне-летний период обеспечивалось наличие твердого грунта, пирс должен предусматривать расстояние до воды не более 7 метров. В зимнее время также необходимо, чтобы вода не замерзала, для этого делается прорубь, в которую вставляется бочка с 2-мя утепленными крышками. Для небольшого населенного пункта, оборудование глубинных насосов пожарными полугайками и наличие пожарного пирса достаточны для обеспечения пожарной безопасности. И по сравнению с созданием сложных водопроводных сетей и пожарных гидрантов, данные мероприятия обходятся намного дешевле.

Выслушав объяснения сторон, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела и заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с ч.2 ст.11 Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях (п.а); принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение (п.б); осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (п.в).

В соответствии со ст.19 Федерального закона №69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

На основании ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

Согласно п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.10 ст.3 и п.20 ст. 23 Устава сельского поселения сумона Суг-Бажинский Каа-Хемского района к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сумона Суг-Бажынский, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сумона Суг-Бажынский от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ответа главы сельского поселения сумона Суг-Бажинский на требование прокурора, следует, что разработана схема противопожарного водоснабжения населенного пункта с.Суг-Бажи, а именно водоколонка на ..., имеется пирс возле администрации на берегу с.Кара-Суг.

Из информации заместителя начальника ПЧ-7 Каа-Хемского района ГУ «1 ОФПС по Республике Тыва» Петрова А.П. «О состоянии противопожарного водоснабжения в Каа-Хемском районе» следует, что в с. Суг-Бажи оборудована для заправки пожарных автомобилей 1 водоколонка.

Из ответа начальника ОГПН Каа-Хемского района Бодагана Р.Д. на требование прокурора следует, что в с.Суг-Бажы всего глубинных насосов 6, из них рабочих -5, не рабочих -1, оборудован приспособлением типа «гусак» -1 по ..., оборудованных полугайками не имеется, расстояние до ближайшего водоисточника р.Енисей по проселочной автомобильной дороге 2 км., а до источника р.Кара-Суг 50 метров, пирсов нет.

Согласно протокола №1 от 19.01.2010 года заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Каа-Хемского района, комиссия в составе председателя комиссии – председателя администрации Каа-Хемского района Шелехова А.В., в присутствии глав сельских поселений Каа-Хемского района решили оборудовать пожарными полугайками водоколонки в сельских поселениях не менее двух в каждом в срок до 1.04.2010 года.

Согласно Акта от 12.11.2010 года, составленного начальником органа государственного пожарного надзора по Каа-Хемскому району Бодагана Р.Д. и председателем администрации сельского поселения Суг-Бажы Наксыл Г.К., до ближайшего водоисточника р.Малый Енисей по проселочной дороге 2 км., а до источника «Кара-Суг» - 50 метров, пирсов не имеется, глубинных насосов в населенном пункте – 6, из них 5 рабочих, нерабочих -1, оборудован «гусаком» 1 глубинный насос по ....

Таким образом, судом установлено, что администрацией сельского поселения сумона Суг-Бажинский Каа-Хемского района допускается нарушение указанных выше требований законодательства о пожарной безопасности, о чем свидетельствуют акты проверок органом государственного пожарного надзора.

Нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности администрацией сельского поселения сумона Суг-Бажинский может привести к несвоевременному оперативному реагированию сотрудников пожарной службы по тушению пожара в населенном пункте, что в свою очередь может привести к угрозе значительного повреждения или уничтожения имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения, а также к угрозе гибели граждан.

Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан, проживающих на территории сельского поселения Суг-Бажинский, такие как право на жизнь, охрану здоровья, на защиту собственности и имущества.

При таких обстоятельствах, иск и.о. прокурора Каа-Хемского района Черевко Д.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона Суг-Бажинский о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, в связи с чем, согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела возмещаются за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о.прокурора Каа-Хемского района Черевко Д.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Суг-Бажинский Каа-Хемского района о понуждении к совершению действий по устранению нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.

Понудить администрацию сельского поселения Суг-Бажинский устранить нарушения требования федерального законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 мая 2011 года путем выполнения следующих мероприятий:

- оборудовать пожарными полугайками либо приспособлениями типа «гусак», 2 глубинных насоса (водоколонок) на территории сельского поселения Суг-Бажинский;

- оборудовать одним пирсом берег реки Кара-Суг в месте, где указанная река протекает рядом с сельским поселением Суг-Бажинский,

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий А.В. Ак-кыс