ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
город Якутск 01 марта 2011 года.
Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Попова С.С. единолично, с участием государственного обвинителя Якутского транспортного прокурора Фёдорова Д.К., подсудимого Пронина С.В., защитника адвоката Кумыкова А.Х. предоставившего ордер №184, удостоверение №393, при секретаре Федоровой Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Пронина С.В., ______ года рождения, родившегося в ______, проживающего по адресу: ______, гражданина РФ, ______, юридически не судимого
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ
УСТАНОВИЛ:
Акватория речного порта города Якутска расположена в нижнем бьефе дамбы города Якутска и имеет подходной канал от основного русла реки Лена с двухсторонним движением судов, обеспеченным диспетчерским регулированием. Протяженность подходного канала речного порта города Якутска от причала до места расположения поворотно-разделительного буя № составляет 6000 метров. Гарантированные габариты судового хода в подходном канале составляют: минимальная глубина 255 см; минимальная ширина 40 метров. На всём протяжении подходного канала расположены следующие навигационно-плавучие знаки: четыре белых бакена (№, №, №, №), обозначающих левую кромку судового хода (при движении от причала): три красных буя (№, №, №), обозначающих правую кромку судового хода (при движении от причала). Также, в подходном канале имеется буй опасности (№), расположенный, в месте нахождения гидротехнического сооружения (шпоры). Кроме того, по правому берегу подходного канала (при движении от причала) на всём ее протяжении расположены четыре пары створных знаков, предназначенных для определения оси судового хода в канале. По левому берегу подходного канала, (при движении от причала) имеются навигационно-береговые знаки, расположенные в районе водозабора города Якутска: «расхождение судов запрещено», «якоря не бросать», «движение маломерных судов запрещено». Поворотно-разделительный буй № является точкой разделения судового хода подходного канала речного порта Якутск и главного судового хода основного русла реки Лена. Внутренний водный путь от речного порта города Якутска до поселка Нижний Бестях проходит через данный судовой ход подходного канала до поворотно-разделительного буя №, с последующим переходом на главный судовой ход против течения основного русла реки Лена. На всём протяжении участка реки Лена от поворотно-разделительного буя №, расположенного на 1637 км реки, до места причаливания судов внутреннего водного транспорта на правом берегу реки Лена, расположенного на 1652 км реки вблизи посёлка Нижний Бестях, имеются навигационно-плавучие знаки в виде красного буя № и белого буя №, обозначающих кромку судового хода. Кроме того, на острове «______» расположены створные знаки №, предназначенные для определения оси судового хода.
Таким образом, вышеуказанный внутренний водный путь от речного порта города Якутска до посёлка Нижний Бестях оборудован навигационными береговыми и плавучими знаками, достаточными для обеспечения безопасности судоходства. Гарантированные габариты судового хода позволяют безопасно использовать данный путь для плавания любыми судами класса «Р» (Река).
Весной 2004 года в неустановленное время Пронин С.В. приобрел у неустановленного лица разъездной катер «______», являющийся самоходным скоростным судном, предназначенным для судоходства на внутренних водных путях. При этом, договор купли-продажи в письменном виде не оформлялся, регистрация права собственности в Ленском филиале Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» не производилась.
В начале июля 2010 года у Пронина С.В. возник умысел на незаконное систематическое оказание в навигацию 2010 года возмездных услуг в виде перевозки пассажиров внутренним водным транспортом по маршруту от речного порта города Якутска, расположенного на левом берегу реки Лена, до посёлка Нижний Бестях, расположенного на правом берегу реки Лена. При этом, Пронин СВ. руководствовался корыстными побуждениями, желая извлечь выгоду, для себя путём взимания платы за оказанные им услуги в размере ______ рублей с каждого пассажира.
При этом, Пронин СВ. не имел право на управление разъездным катером «______», являющимся скоростным судном, в силу отсутствия у него каких-либо документов, подтверждающих наличие специальных познаний в области судоходства и право управления скоростными судами. В соответствии с и. 18 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349 к прохождению квалификационных испытаний для получения диплома капитана скоростного судна допускаются лица, имеющие дипломы капитана и механика судов I - II групп или старшего помощника капитана и первого помощника механика судов III - V групп, стаж плавания в указанных должностях не менее 6 месяцев и прошедшие стажировку продолжительностью не менее 1 месяца в должности капитана скоростного судна.
Продолжая реализовывать заранее обдуманный умысел, Пронин СВ. не предпринял мер по регистрации права собственности на разъездной катер «______», а также не предпринял мер по представлению данного судна в Ленский филиал ФГУ «Российский речной регистр» для ежегодного освидетельствования на предмет установления годности его к плаванию в навигацию 2010 года и получению соответствующих свидетельств, несмотря на то, что данное судно оборудовано самодельным жестким тэном и двумя скамьями. Также, Пронин СВ. не предпринял мер по обязательному оформлению документов, предусмотренных ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ: свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом РФ; судовой роли; судового журнала; судового санитарного свидетельства; единой книги осмотра судна; свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешения на судовую радиостанцию; свидетельства о минимальном составе экипажа судна. Приобретя данный катер для целей возмездной перевозки на нём пассажиров, Пронин СВ. не оборудовал его эвакуационными выходами, а также не обеспечил средствами навигации и радиосвязи, флагом-отмашкой, аптечкой, биноклем и навигационной картой. Пронин СВ. не снабдил внутреннюю и внешнюю сторону жесткого тента и корпуса судна информационной разметкой, указывающей маршрут эвакуации, а также места хранения огнетушителей, противопожарного покрывала, спасательных средств и аптечки. При этом, Пронин СВ. обеспечил разъездной катер «______» только четырьмя спасательными жилетами, что является нарушением требований, предусмотренных п.п. 8.3.1, 8.3.2, 8.3.3 Правил Российского Речного Регистра. В свою очередь, возникший у Пронина СВ. умысел, заранее был направлен на систематическое оказание услуг по перевозке пассажиров в количестве восьми и более человек за одну поездку.
Кроме того, в нарушении п.58 ч.1 ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №490, Пронин СВ. не предпринимал мер по получению лицензии на перевозку внутренним водным транспортом пассажиров. При этом, Пронин СВ. не соответствовал лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным п.4 вышеуказанного Положения о лицензировании, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров, так как он: не соблюдал требования по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов но внутренним водным путям, правил перевозок пассажиров и их багажа и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей: не имел в наличии судно, предназначенное для перевозки пассажиров, допущенное к плаванию; не заключил договоры страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей; не заключил договор с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов; не имел стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы.
Несмотря на перечисленные нарушения и недостатки, в период с начала июля по 23 августа 2010 года Пронин СВ., умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли для себя, незаконно систематически оказывал услуги в виде перевозки пассажиров на разъездном катере «______» по маршруту от речного порта города Якутска, расположенного на левом берегу реки Лена, до посёлка Нижний Бестях, расположенного на правом берегу реки Лена. При этом, Пронин СВ., руководствуясь корыстными побуждениями, взимал плату за оказанные им услуги в размере ______ рублей с каждого пассажира. Оказанные Прониным С.В. услуги по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, не отвечали требованиям безопасности жизни и здоровья данных пассажиров, являющихся потребителями в силу возмездного характера услуг, так как: Пронин С.В. не соответствовал требованиям, предъявляемым к судоводителям скоростного судна; разъездной катер «______» не прошел освидетельствование на предмет годности его к плаванию и не соответствовал требованиям безопасности перевозки пассажиров, в силу наличия самодельного жесткого тэна, не оборудованного аварийными выходами и информационной разметкой, а также самодельных скамеек, не закреплённых к корпусу судна; Пронин СВ. не заключил договор с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов и не обеспечил разъездной катер «______» судовой радиостанцией и навигацией, необходимым количеством спасательных жилетов, флагом-отмашкой и биноклем; Пронин СВ. не заключал договора страхования жизни и здоровья пассажиров и не оборудовал разъездной катер «______» медицинской аптечкой, что не позволяло оказывать неотложную медицинскую помощь; Пронин СВ. не обеспечил наличие на судне лоцманской карты реки Лена, откорректированной на навигацию 2010 года, на которой отражен внутренний водный путь но маршруту от речного порта города Якутска до поселка Нижний Бестях с указаниями границ судового хода и мест расположения навигационных плавучих и береговых знаков.
При этом, Пронин СВ. предвидел возможность наступления опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, что подтверждается обвинительным приговором, вынесенным 22 июля 2005 года Мегино-Кангаласским районным судом РС(Я), в соответствии с которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.219 УК РФ, а именно в нарушении требований пожарной безопасности, допущенных при незаконном возмездном оказании услуг (без лицензии), направленных на перевозку пассажиров на разъездном катере «______», не прошедшем государственную регистрацию и техническое освидетельствование, повлёкших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Несмотря на признание виновности и осуждение, Пронин СВ. должных выводов для себя не сделал. Тем самым, Пронин СВ. нарушил права потребителей, предусмотренные ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей», а именно, он не обеспечил безопасность услуг для жизни и здоровья потребителей.
Продолжая незаконно оказывать услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, 23 августа 2010 года около 16 часов 30 минут Пронин СВ., умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли для себя, находясь в акватории речного порта города Якутска, незаконно произвёл посадку на борт разъездного катера «______» следующих одиннадцати пассажиров: К., А., Ф., С., Л., В., Н., М. и Т., а также двух неустановленных мужчин. Данные лица согласились воспользоваться услугами, направленными на перевозку пассажиров на внутреннем водном транспорте, предоставленными Прониным СВ., с целью проезда по внутренним водным путям реки Лена по маршруту от речного порта города Якутска до поселка Нижний Бестях. При этом, Пронин С.В. предоставил данные услуги с взиманием платы в размере ______ рублей с каждого пассажира, кроме двух неустановленных мужчин и В., которые воспользовались услугами безвозмездно. После этого, Пронин СВ., управляя разъездным катером «______», незаконно перевез данных пассажиров на правый берег реки Лена.
23 августа 2010 года в 17 часов 00 минут на участке берега, расположенного на правом берегу реки Лена на 1652 км, используемого судами внутреннего водного транспорта для причаливания вблизи поселка Нижний Бестях, сотрудниками транспортной милиции был зафиксирован момент причаливания разъездного катера «______», под управлением Пронина С.В., с вышеперечисленными одиннадцатью пассажирами на борту.
Оказывая данные услуги, направленные на незаконную перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, Пронин С.В. нарушил следующие требования, предъявляемые к безопасности таких перевозок и безопасности жизни и здоровья потребителей:
в нарушение ст.ст. 14, 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 15 Правил плавания по внутренним водным путям РФ и ст.41 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР: не предпринял мер по обеспечению безопасности плавания судна, находящимся на судне людям и грузу; не предпринял меры предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни, повреждения судов и создания препятствий для судоходства, о чем свидетельствует отсутствие судовых документов, а также отсутствием технического паспорта и формуляра на двигатель;
в нарушение п.9 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, незаконно управлял скоростным судном, не имея необходимой квалификации, о чём свидетельствует отсутствие каких-либо документов, подтверждающих наличие у него специальных познаний в области судоходства, а также документов на право управления скоростными судами;
в нарушение п.н.23,133 Правил плавания по внутренним водным путям РФ ст.246 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР: не имел возможности вести постоянное надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств; не был готов к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами; не вел наблюдение за состоянием судна и не принимал меры по обеспечению безопасности судна, людей, груза, а также не вел наблюдение за окружающей обстановкой, о чём свидетельствует отсутствие средств навигации и радиосвязи, флага-отмашки для безопасного расхождения с другими судами, бинокля и навигационной карты.
в нарушение и.и. 8.3.1, 8.3.2, 8.3.3 Правил Российского Речного Регистра, не обеспечил каждого пассажира в отдельности спасательным жилетом.
Таким образом, своими незаконными действиями Пронин С.В. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
На судебном заседании Пронин С.В. полностью согласился с предъявленным обвинением, и после консультации с адвокатом добровольно заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, характер и последствия которого он для себя уяснил.
Адвокат Кумыков А.Х. пояснил, что консультировал подсудимого Пронина С.В. о порядке рассмотрения дела в особом порядке, он поддерживает данное ходатайство своего подзащитного.
Государственный обвинитель Фёдоров Д.К. поддержал заявленное ходатайство так как обвинение с которым согласился подсудимый обосновано и полностью подтверждается собранными по делу доказательствами
Суд считает, что условия, при которых подсудимый Пронин С.В. заявил ходатайство, соблюдены.
Наказание за преступление, предусмотренное ч.7 ст.316 УПК РФ, то есть по размеру, не превышающему двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК РФ.
Действия Пронина С.В. правильно квалифицированы ч.1 ст.238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Мотивом преступления явилось корыстное желание извлечь выгоду для себя путем взимания платы за оказанные услуги.
С учетом отсутствия данных о наличии у Пронина С.В. психических заболеваний, прохождении им лечения, суд приходит к выводу, что он является вменяемым, может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, в связи с этим подлежит наказанию за совершенное преступление.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность подсудимого.
Преступление относится к категории небольшой тяжести.
Пронин С.В.по месту жительства характеризуется положительно.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд считает: полное признание вины, положительную характеристику, наличие ______.
Обстоятельств, отягчающих наказание нет.
С учетом совокупности смягчающих наказание обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
Гражданского иска нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.314, 316 УПК РФ суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Пронина С.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Меру пресечения в отношении осужденного Пронина С.В. подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения, затем отменить.
Вещественные доказательства по делу: денежные средства в сумме ______ рублей обратить в доход государства.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд РС (Я) через Якутский городской суд в течение 10 дней с момента оглашения, а осужденным к лишению свободы в тот же срок с момента вручения ему копии приговора. Разъяснить осужденному, что в случае обжалования приговора он вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, имеет право поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, имеет право пригласить защитника по своему выбору, отказаться от защитника, ходатайствовать о назначении другого защитника (ст. 16 ч.4 УПК РФ). Разъяснить, что в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток суд вправе предложить пригласить другого защитника, а в случае отказа – принять меры по назначению защитника по своему усмотрению.
При получении копий кассационных жалоб или представления, затрагивающих интересы осужденного, последний в течение десяти суток вправе заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий судья С.С. Попов.