Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
з а о ч н о е
___ г. Якутский городской суд РС (Я) в составе предс-й судьи Оконешниковой М.М., при секретаре Сивцевой Ю.Я. рассмотрев в судебном заседании с участием прокурора Егорова А.А.
дело по иску Якутского транспортного прокурора к Приморскому авиационно-техническому спортивному клубу Российской оборонной спортивно-технической авиации (ДОСААФ) и ООО «Геос-Аэро» о признании незаконными действий по коммерческой перевозке,
У с т а н о в и л:
Якутский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся услугами перевозчика, а также граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), которые могут пострадать при авиационном событии, указав о том, что Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об авиационной безопасности при осуществлении Приморским авиационно-техническим спортивным клубом Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) (далее - Приморское АТСК) грузовых перевозок воздушным транспортом на территории Республики Саха (Якутия), по результатам которой установлено следующее.
___ года между ООО «Геос-Аэро» («Фрахтовщик») и ООО «Якутская транспортно-экспедиционная компания» («Фрахтователь») был заключен договор фрахтования, согласно п. 1.1. которого «Фрахтовщик» предоставляет, а «Фрахтователь» обеспечивает коммерческое использование воздушного судна «Фрахтовщика» тип ___, бортовой номер № Совместная эксплуатация воздушного судна ___ (бортовой номер №) осуществляется ООО «Геос-Аэро» и Приморским АТСК на основании договора б/н от ___.
Проверкой установлено, что фактически эксплуатацию названного воздушного судна осуществляет Приморский АТСК и экипаж воздушного судна сформирован из числа работников Приморского АТСК.
В ___ года на указанном воздушном судне выполнено № рейса по перевозке коммерческого груза, в том числе ___ по маршруту «___» (перевезено 6 000 кг. груза), ___ по маршруту «___» (перевезено 5 850 кг. груза), ___ по маршруту «___» (перевезено 5 998 кг. груза).
Между тем, перевозка Приморским АТСК грузов по территории Республики Саха (Якутия) на воздушном судне № осуществляется с грубым нарушением лицензионного законодательства по следующим основаниям.
Согласно ст.20 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее -ВК РФ) авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ч. 1. ст.22 ВК РФ).
Поскольку в соответствии со свидетельством о государственной регистрации воздушного судна № от ___ (выданного на основании ч.1 ст. ЗЗ ВК РФ и Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации №460 от 28.11.2002) собственником и эксплуатантом воздушного судна № является Приморское АТСК, выполняющее мобилизационно-оборонные задачи, постольку указанное воздушное отнесено к государственной авиации.
В силу ч.2 ст.22 ВК РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» №862 от 30.07.1999 (далее - Постановление Правительства РФ №862 от 30.07.1999), пунктом 1 которого федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено их использование для нерегулярных перевозок грузов за плату по ценам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.
Перечнем видов авиационных работ с распределением по их назначению, утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России №130 от 09.12.1999, перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов самолетами, выполняемые вне расписания с оплатой по договорам с заказчиками (в том числе прочие виды работ по договорам с предприятиями и организациями, оплачиваемые заказчиком) отнесены к работам по применению авиации в отраслях экономики (п.п.1.2., 2.15).
В связи с тем, что Приморское АТСК посредством воздушного судна № выполняет деятельность по коммерческой перевозке груза для нужд сторонних (не военных) организаций, регулирование данных отношений подлежит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Частью 2 ст. 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В целях реализации указанной нормы гражданского законодательства статьей 100 ВК РФ установлено определение перевозчика, которым является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
В соответствии с ч.1 ст.9 ВК РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст.62 ВК РФ российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со ст.9 настоящего Кодекса.
Пунктом 61 ч.1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Федеральный закон №128-ФЗ от 08.08.2001) перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы) отнесены к лицензируемому виду деятельности.
Порядок лицензирования перевозок воздушным транспортом грузов определен Положением о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №397 от 23.06.2007, пунктом 2 которого установлено, что лицензирование перевозок воздушным транспортом грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 10 ФЗ №128-ФЗ от 08.08.2001).
В нарушение указанных норм федерального законодательства, Приморское АТСК, выполняющее на территории Республики Саха (Якутия) коммерческие перевозки грузов, не имеет лицензии на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), выданной в установленном порядке Федеральным агентством воздушного транспорта.
Аналогичная позиция отражена в письме руководителя Саха (Якутского) Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта № от ___.
В ходе проверки представителем Приморского АТСК предоставлено разрешение (серия №), выданное и.о.председателя Центрального Совета РОСТО (ДОСААФ) на использование воздушных судов авиации ТО для оказания помощи органам государственной власти и организациям при выполнении некоммерческой авиационной деятельности, в том числе предусматривающее корпоративные авиаперевозки.
Между тем, указанное разрешение не является выданной в установленном порядке лицензией на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом грузов и не свидетельствует о безопасности выполняемых работ, поскольку согласно ст.4 ФЗ №128-ФЗ от 08.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской
Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, выполняемые Приморским АТСК работы по перевозке воздушным транспортом на территории Республики Саха (Якутия) грузов посредством использования воздушного транспорта типа ___ бортовой номер № угрожает безопасности полетов в целом, может повлечь крушение воздушного судна, чем причинить вред жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами перевозчика, а также граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
Представитель Якутской транспортной прокуратуры в судебном заседании иск поддержал в части признания действий ответчиков незаконными, в части запрета деятельности по коммерческой перевозке воздушным транспортом грузов без полученной в установленном порядке лицензии, иск отозвал в виду прекращения ответчиками незаконных перевозок.
Ответчики в суд не явились, были извещёны надлежащим образом, при таких обстоятельствах дело подлежит рассмотрению в его отсутствие, в порядке заочного производства. Приморский АТСК РОСТО в лице заместителя начальника Хлус А.Н. направил в суд письмо о признании заявления прокурора утратившим силу, указав о прекращении воздушных перевозок, не включенных в перечень разрешенных авиационных работ для авиации ДОСААФ.
Представители ООО ЯТЭК, привлеченной с участию в деле в качестве соответчика, затем в качестве 3 лица, в суде по заявлению прокурора пояснили, что действительно ими был заключен договор фрахтования с ООО «Геос-Аэро», на основании которого были осуществлены перевозки воздушным транспортом грузов по договорам транспортной экспедиции с клиентами. Об отсутствии у фрахтовщика прав на коммерческие перевозки они не знали, им было представлено разрешение ДОСААФ, которое, как они впоследствии узнали, не является основанием для воздушных коммерческих перевозок.
Выслушав прокурора, представителей третьего лица, изучив материалы дела, собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
Ст.8 Воздушного кодекса РФ предусмотрены обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации. Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. Обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами. В силу ст.9 Воздушного кодекса РФ отдельные виды деятельности в
области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в ст.8 ВК РФ юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается. Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст.17 устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Так, лицензированию подлежит деятельность по перевозке воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы); перевозке воздушным транспортом грузов ( за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы). Ст.61 ВК РФ определяет, что под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта, в котором указаны разрешенные виды работ. В силу ст. 114 ВК РФ Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Таким образом, анализ указанных положений законодательства позволяет ссуду согласиться с выводами прокуратуры о том, что выполнение авиационных работ, должно осуществляться лицом, имеющим лицензию на осуществление таких перевозок, что в свою очередь, подразумевает наличие регистрации в качестве эксплуатанта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
иск Якутского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконными действия Приморского авиационно-технического спортивного клуба Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) и ООО «Геос-Аэро» по коммерческой перевозке воздушным транспортом грузов без полученной в установленном порядке лицензии.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение суда, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Предс-ая: М.М.Оконешникова