о предоставлении жилого помещения; Решение вступило в законную силу



Дело № 2-1001-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2010 г. Город Якутск 19 февраля 2010 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Банщиковой И.А., с участием представителя истца Чистоедова Д.В. по доверенности, представителя ответчика Егорова А.М., при секретаре Ощепковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стасюк Антонины Сергеевны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Стасюк А.С. обратилась в суд с иском к ОА города Якутска о предоставлении жилого помещения, при этом указала, что она является сиротой, с 2005 года по 2009 год воспитывалась в МОУ «____». Была поставлена на учет в очередь на получение жилой площади в УМЖ ОА города Якутска, является одинокой матерью малолетней ФИО8, ____ года рождения. Жилое помещение в настоящее время не предоставлено. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. просит обязать ответчика предоставить по договору социального найма жилое помещение.

Представитель истца по доверенности Чистоедов Д.В. в судебном заседании требования поддержал, суду пояснил, что Стасюк А.С. состоит в льготной очереди детей сирот на предоставление жилья с 27 июня 2008 года. Просит суд обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Представитель ОА города Якутска по доверенности Егоров А.М. иск не признал, указывая на то, что Стасюк А.С. состоит на учете и ей жилье подлежит предоставлении в порядке очередности. Просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно части 1, 3 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

В соответствии с пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

В судебном заседании установлено, что Стасюк А.С., 20 сентября 1991 года рождения, проживала со своими родителя в городе Якутске. ____ года скончалась ее мать – ФИО6, ____ года скончался ее отец – ФИО5

После смерти матери Стасюк А.С. распоряжением администрации города Якутска опекуном назначена ФИО7

Распоряжением от 01 июля 2005 года опека с ФИО7 снята и распоряжением от ____ года № она была определена на воспитание в детский дом.

Пункте 5 данного распоряжения на УМЖ возложили обязанности по предоставлении Стасюк А.С. жилье по выходу из детского учреждения.

С 02 декабря 2005 года по 2007 год Стасюк А.С. воспитывалась в МОУ «____» ФИО15 Республики Саха (Якутия).

27 июня 2008 года поставлена на учет в ОА города Якутска в очереди детей-сирот на получение жилой площади.

Согласно сообщения УФРС по РС(Я) № от 20 ноября 2009 года у Стасюк А.С. объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Как видно из материалов дела, а именно из свидетельства о рождении № матерью ФИО8, ____ года рождения, является Стасюк А.С.

По изложенному судом установлено, что в настоящее время Стасюк А.С. собственного и по договору социального найма жилья не имеет, по окончании школы поступила в ____ учебное заведение, является студенткой ГОУ «____» города Якутска, воспитывает одна малолетнего ребенка, дочь ФИО8, ____ года рождения, в ____ города Якутска состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как сирота, с 27 июня 2008 года, номер очереди – №.

Следовательно, Стасюк А.С. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за собой жилого помещения, тем самым она имеет право на внеочередное обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что Стасюк А.С.. подпадает под категорию лиц, нуждающихся в обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, у суда имеются основания для возложения обязанности на Окружную администрацию города Якутска предоставить Стасюк А.С. на состав семьи из двух человек, по месту жительства вне очереди жилую площадь, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма в пределах социальной нормы применительно по городу Якутску, не ниже установленных социальных норм

Данный вывод суда основывается на следующем.

На федеральном уровне регулирование данных отношений осуществляется Жилищным кодексом РФ и федеральными законами.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№ 159-ФЗ) закреплено положение о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным федеральным законом (в данном случае - № 159-ФЗ), законом субъекта Российской Федерации жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии с частью 4 той же статьи жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 указанного кодекса в случае наделения их в установленном порядке государственными полномочиями.

Пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ не содержит запрета на передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статьи 132 Конституции РФ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем субъекта РФ и только в форме закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2009 г. №15-П).

Постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 16 декабря 2009 года принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городов округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и направлен для подписания и обнародования Президенту Республики Саха (Якутия). Постановлено опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах «Ил Тумэн», «Саха Сирэ», «Якутия».

16 декабря 2009 года Президентом Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) «О принятии Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городов округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно данного Закона РС (Я) статья 1 Закона дополнено пунктом 6 следующего содержания: обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм."

Следовательно, по настоящему делу судом установлено, что в установленном законом порядке органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по предоставлению жилья детям сиротам.

Возлагая обязанности ОА города Якутска в предоставлении Стасюк А.С. жилого помещения на состав семьи 2 человека, суд учитывает, что истица одна воспитывает малолетнего ребенка, в установленном законом порядке признана матерью-одиночкой, а также суд учитывает конституционные принципы, в частности, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, принципы декларации прав ребенка, в частности, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием, общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права, ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Стасюк Антонины Сергеевны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Стасюк Антонине Сергеевне на состав семьи двух человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма применительно по городу Якутску.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья: п/п Банщикова И.А.

Решение вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200