Дело № 2-4104-2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Якутск 28 июля 2010 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Банщиковой И.А., при секретаре Егоровой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Косенко Александра Вениаминовича об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Косенко А.В. обратился в суд с иском к ОА города Якутска об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность. Просит признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность, указывая на то, что он имеет в собственности объект недвижимого имущества - цех металлоизделий, расположенный на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Ссылается на то, что в предоставлении в собственность данного земельного участка Окружной администрацией города Якутска ему было отказано со ссылкой на несоответствие градостроительным регламентам.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Бойко А.П. требования поддержала, просит признать отказ Окружной администрации города Якутска в предоставлении в собственность земельного участка неправомерным.
Представитель КЗО ОА города Якутска по доверенности Шаранда А.В. в судебном заседании пояснила, что отказ заинтересованного лица правомерен, поскольку земельный участок находится в зоне развития жилой застройки, где планируется строительство жилых домов. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Косенко А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - цех металлоизделий, расположенный по ____, ____, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24 июня 2009 года № в г. Якутске, что также подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на 05 мая 2010 года №.
В соответствии с ч. 1 ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.
На основании вышеприведенной нормы закона Косенко А.В. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка от 12 мая 2010 года
В силу п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Однако Окружной администрацией города Якутска в лице Комитета земельных отношений ОА г. Якутска в предоставлении в собственность, приватизации указанного земельного участка отказано, что подтверждается ответом исходящим № от 24 мая 2010 года, в ходе судебного разбирательства представителем Окружной администрации города Якутска подтверждено, что отказ в предоставлении в собственность, приватизации мотивирован расположением земельного участка в зоне предполагаемой градостроительным регламентом жилой застройки.
В п. 4 ст.28 Земельного кодекса РФ содержатся основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Также согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу вышеприведенных норм закона отказ в приватизации допускается в том случае, если земельный участок на момент обращения соответствующего лица с заявлением о приватизации, включен в состав земель общего пользования, т.е. фактически занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и т.д.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что спорный земельный участок занят под принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества – цеха металлоизделий.
Кроме того, абзац 7 части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающий ограничения в отчуждении в земельных участков, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, утратил силу с введением в действие Федерального закона от 10.05.2007 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд».
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным отказ Окружной администрации города Якутска в приватизации земельного участка на том основании, что данный земельный участок находится в предполагаемой зоне жилой застройки.
Статья 70.1 Земельного кодекса РФ предусматривает, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Пункт 3 ст. 70.1. Земельного кодекса РФ определяет, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Согласно п. 4 этой же статьи порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, доказательств резервирования спорного земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством, суду не представлено. Само по себе нахождение земельного участка в зоне жилой застройки не является доказательством резервирования земельного участка и отнесения его к землям общего пользования в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требований заявителя Косенко А.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявлению Косенко Александра Вениаминовича об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска от 24 мая 2010 года февраля № в приватизации, в собственность Косенко Александра Вениаминовича земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), ____, ____ под кадастровым номером ____.
Обязать Окружную администрацию города Якутска произвести действия по предоставлению Косенко Александру Вениаминовичу в собственность земельного участка, расположенного в Республика Саха (Якутия) город Якутске по улице ____, под кадастровым номером ____ в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья И.А.Банщикова
Решение вступило в законную силу