Дело № 2-8918-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 03 декабря 2010 г.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Дмитриева Л.А.
при секретаре Антоновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Петровой Феклы Ивановны о признании незаконными действий Окружной администрации г.Якутска по отказу в предоставлении земельного участка на праве аренды,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Ф.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Окружной администрации г. Якутска по отказу в предоставлении на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером № площадью 1064 кв.м. В обоснование требований указано, Петровой Ф.И. в 1998 г. был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: _________ площадью 800 кв.м. Впоследствии решением Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства и под строительство индивидуальных жилых домов от 07 мая 2008 г. продлен срок аренды указанного земельного участка с предоставлением Петровой Ф.И. дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 200 кв.м, и установлена общая ориентировочная площадь земельного участка в размере 1000 кв.м. При обращении заявительницы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) был составлен кадастровый паспорт земельного участка общей площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером №. Окружной администрацией г. Якутска было отказано заявительнице в предоставлении данного земельного участка в аренду (письмо от 22.09.2010 г. исх. №) со ссылкой на то, что КЗО ОА г. Якутска подготовлен акт выбора земельного участка от 01.06.2010 г., согласно которому, площадь предоставляемого Петровой Ф.И. земельного участка составляет 200 кв.м. Считает данные действия органа муниципальной власти незаконными, нарушающими права заявительницы в части пользования и владения земельным участком.
В судебном заседании представители заявительницы Архипов А.С. (доверенность от 23.11.2009 г. № 77-в-09), Захарова М.Р. (ордер от 15.11.2010 г. №) требования, изложенные в заявлении, поддержали, просят заявление удовлетворить.
Представитель Окружной администрации г. Якутска в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного лица.
Суд, выслушав объяснения представителей заявительницы, изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в заявлении, приходит к следующему.
Судом установлено, что между Администрацией г. Якутска и Петровой Ф.И. 24.07.1998 г. был заключен договор аренды № в отношении земельного участка, расположенного по адресу: _________ общей площадью 800 кв.м.
Решением Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства и под строительство индивидуальных жилых домов от 07 мая 2008 г. (протокол №) продлен срок аренды указанного земельного участка с предоставлением Петровой Ф.И. дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 200 кв.м, и установлена общая ориентировочная площадь земельного участка в размере 1000 кв.м.
При обращении заявительницы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) был составлен кадастровый паспорт земельного участка общей площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером №.
Окружной администрацией г. Якутска было отказано заявительнице в предоставлении данного земельного участка в аренду (письмо от 22.09.2010 г. исх. №, от 12.10.2010 г. исх. №) со ссылкой на то, что КЗО ОА г. Якутска подготовлен акт выбора земельного участка от 01.06.2010 г., согласно которому, площадь предоставляемого Петровой Ф.И. земельного участка составляет 200 кв.м.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения указанных правоотношений) при предоставлении земельных участков для находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Таким актом на момент возникновения спорных правоотношений являлось Положение о Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства на территории г. Якутска (утв.Распоряжением главы городского округа "Якутск" от 22.05.2006 №), согласно п. 3.1 которого Комиссия принимает предварительные решения о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства, оформляемых протоколом Комиссии, являющимся основанием для выдачи акта о выборе земельного участка.
По правилам ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующие исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела усматривается, что Петрова Ф.И. на основании вышеприведенной нормы закона после принятия названной Комиссией предварительного решения о предоставлении земельного участка обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я), при этом был составлен кадастровый паспорт земельного участка общей площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером №.
Согласно п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Пункт 6 названной нормы предусматривает, что договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Судом установлено, что вопреки требованиям, изложенным в данных нормах закона, Окружной администрацией г. Якутска при наличии в установленном порядке составленного кадастрового паспорта земельного участка было отказано Петровой Ф.И. в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на сведения, изложенные в акте выбора земельного участка касательно площади земельного участка. Такой отказ, по мнению суда, является неправомерным, поскольку указанная в акте выбора площадь земельного участка является ориентировочной, кроме того, в силу ст. 31 Земельного кодекса РФ составление акта выбора земельного участка является обязательным при предоставлении земельных участков для строительства, тогда как в данном случае Петрова Ф.И. обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ, т.е. для целей, не связанных со строительством (а именно для садоводства и огородничества).
Также статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии со ст. 14 данного нормативно-правового акта сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в частности, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, предоставленный заявительницей в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ кадастровый паспорт земельного участка является подтверждением существования указанного объекта недвижимости и содержит характеристики такого недвижимого имущества, в том числе, указывающие на его границы и площадь. Следовательно, ссылка органа местного самоуправления на отличные от кадастрового паспорта сведения, содержащиеся в акте выбора соответствующего земельного участка, составленного на основании предварительного решения о предоставлении земельного участка, не может быть признана судом правомерной.
Такой отказ нарушает вышеприведенные нормы земельного законодательства, предполагающие предоставление земельного участка на основании сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В связи с этим требования заявительницы суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска от 22.09.2010 г. исх. №, от 12.10.2010 г. исх. № в предоставлении Петровой Фекле Ивановне в аренду земельного участка, расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером № площадью 1064 кв.м.
Обязать Окружную администрацию г. Якутска осуществить действия по предоставлению Петровой Фекле Ивановне в аренду земельного участка, расположенного по адресу: _________ под кадастровым номером № площадью 1064 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.
Судья: п/п Л.А.Дмитриева.