о признании незаконным распоряжение МИО `О закреплении объектов государственной собственности по РС(Я) `



Дело № 2-6965/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 09 ноября 2010 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Донцовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия),

установил:

Заместитель Прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства имущественных отношений РС (Я) от 14 июля 2010 года № «О закреплении объектов государственной собственности РС(Я)» в интересах коллектива и студентов ГОУ «Якутский педагогический колледж». В обоснование заявления указано на то, что Прокуратурой РС(Я) проведена проверка о соответствии требованиям федерального законодательства вышеуказанного распоряжения Министерства имущественных отношений РС(Я). В ходе проверки установлено, что пунктом 1 распоряжения прекращено право оперативного управления ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж» на объект недвижимости, расположенный по адресу: ___________, пунктом 2 распоряжения Департаменту по работе с муниципальными образованиями поручено передать вышеуказанный объект в муниципальную собственность городского округа «Город Якутск». Пунктом 3 распоряжения прекращено право оперативного управления ГУ «По эксплуатации и содержанию административных зданий «Лена» на объект недвижимости, расположенный по адресу: ___________, закрепив данный объект на праве оперативного управления за ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж». Заявитель полагает, что распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства. Проверкой установлено, что на момент издания оспариваемого распоряжения ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж» не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, поэтому пункт 1 распоряжения в части прекращения права оперативного управления колледжа на спорное имущество является незаконным в силу требований ч. 2 ст. 51, ст. 296 ГК РФ. Также заявитель полагает, что пункт 2 распоряжения о передаче спорного имущества государственной собственности в муниципальную собственность противоречит ч. 2 ст.296 ГК РФ, согласно которой собственник имущества вправе распорядиться по своему усмотрению только изъятым у учреждения имуществом, в связи с чем государственный орган незаконно распорядился имуществом учреждения находящимся в его оперативном управлении, в отсутствие законных оснований для его изъятия. Пунктом 8 распоряжения имущество незаконно передано в муниципальную собственность, что противоречит ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 1 Закона РС(Я) от 11.10.2006г. «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность», которыми установлен ограниченный перечень оснований для передачи государственной собственности в муниципальную: в случае, если нахождение указанных объектов в государственной собственности не допускается, а также, если указанные объекты используются муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Здание использовалось учреждением среднего профессионального образования, учрежденным Правительством РС(Я), а не городским округом «Город Якутск» и не для целей, предусмотренных ст. ст. 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основания для передачи объекта государственной собственности в муниципальную собственность отсутствовали. В заявлении указано на то, что оспариваемым распоряжение прекращается право оперативного управления колледжа на объект недвижимости общей площадью 3751,9 кв.м., что, по мнению заявителя, ущемляет права преподавателей, студентов на осуществление образовательной деятельности и получение образования в безопасных условиях, соответствующих нормативным требованиям, уменьшение площадей учебного заведения ставит под угрозу получение лицензии на ведение образовательной деятельности вновь созданным ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж».

В судебном заседании помощник прокурора Ускеева А.Н. заявление поддержала, суду пояснила, что распоряжение Министерством имущественных отношений РС(Я) вынесено в нарушение действующего законодательства, просила признать незаконным распоряжение и обязать Министерство имущественных отношений РС(Я) устранить допущенные нарушения прав ГОУ «Якутский педагогический колледж» путем отмены вышеуказанного распоряжения, тем самым, оставив на праве оперативного управления объект недвижимости, расположенный по адресу: ___________, за ГОУ «Якутский педагогический колледж», правопреемником реорганизованных учреждений. Суду пояснила, что в результате исполнения оспариваемого распоряжения вновь созданное ГОУ «Якутский педагогический колледж» фактически утрачивает право оперативного управления на площадь 1802 кв.м., что ущемляет права преподавателей, студентов, абитуриентов с учетом количественного состава студентов на осуществление образовательной деятельности и получение образования в здании с площадью, соответствующей нормативным требованиям, а также ставит под угрозу получение лицензии на ведение образовательной деятельности ГОУ «Якутский педагогический колледж», также полагала, что Правительством РС(Я) при слиянии двух образовательных учреждений среднего профессионального образования нарушены требования ч.1 ст. 58, ч.1 ст.59, ч.3 ст.299, ч.2 ст. 296 ГК РФ, ч.6 ст. 38 Закона РС(Я) «Об образовании», имущественные права ГОУ ЯПК № 2, вновь создаваемого ГОУ «Якутский педагогической колледж» на оперативное управление зданием по адресу: ___________, а также права коллектива и студентов колледжа на обучение в указанном здании.

Представители ГОУ «Якутский педагогический колледж», извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, суд в силу положений ст. 257 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей юридического лица.

Представитель Министерства имущественных отношений РС (Я) по доверенности Вершинина З.А. с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, суду пояснила, что распоряжение не противоречит федеральному законодательству и не может быть отменено по указанным в заявлении основаниям, не нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, коллектива, студентов колледжа, а также не создает препятствия к осуществлению ими прав и свобод, не может способствовать незаконному наложению на них каких-либо обязанностей.

Представитель Министерства образования РС(Я) по доверенности Федоров Е.К. с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, суду пояснил, что от коллектива колледжа и студентов какие-либо жалобы не поступали.

Суд, заслушав объяснения участвующих при рассмотрении дела лиц, показания свидетелей С., К., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Судом установлено, что 14 июля 2010 года Министерством имущественных отношений РС(Я) издано распоряжение №Р-1002 «О закреплении объектов государственной собственности РС(Я)». Пунктом 1 распоряжения прекращено право оперативного управления ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж» на объект недвижимости, расположенный по адресу: ___________. Пунктом 2 Департаменту по работе с муниципальными образованиями предписано передать указанное государственное имущество в муниципальную собственность ГО «Город Якутск». Пунктом 3 прекращено право оперативного управления ГУ «По эксплуатации и содержанию административных зданий «Лена» на объект недвижимости, расположенный по адресу: ___________, закрепив его на праве оперативного управления за ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж» (пункт 4), учреждение должно в установленном порядке зарегистрировать переход права и право оперативного управления на указанное имущество. В указанной части распоряжение оспаривается прокуратурой РС (Я).

Из преамбулы оспариваемого распоряжения следует, что оно принято во исполнение распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) № от 26 февраля 2010 года «О реорганизации путем слияния государственного образовательного учреждения «Якутский педагогический колледж №1 им.С.Ф. Гоголева и государственного образовательного учреждения «Якутский педагогический колледж №2». Пунктом 1 указанного распоряжения принято решение о реорганизации учреждений среднего профессионального образования путем их слияния с размещением в зданиях по адресам ___________. Пунктом 3.3 распоряжения Министерству имущественных отношений РС(Я) совместно с Министерством образования РС(Я) поручено обеспечить использование высвобождаемого здания по адресу: ___________ для размещения общеобразовательного учреждения. Указанное распоряжение было принято Правительством РС (Я) в целях оптимизации расходов государственного бюджета РС(Я), а также в соответствии с пунктом 1.2 статьи 11 Закона РС (Я) от 27 января 2005 года 203-3 №411-111 «Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия)».

Под управлением государственной собственностью в Республике Саха (Якутия) согласно статье 1 указанного Закона, понимается деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации ими полномочий владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности в соответствии с настоящим законом. В соответствии со статьей 11 указанного Закона Правительство Республики Саха (Якутия) обладает основными полномочиями по управлению государственной собственностью в Республике Саха (Якутия). К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) относится принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации государственных унитарных предприятий, казенных предприятий Республики Саха (Якутия) и государственных учреждений.

Решением Якутского городского суда от 30 августа 2010 года в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным и отмене распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) №129-р от 26 февраля 2010 года «О реорганизации путем слияния государственного образовательного учреждения «Якутский педагогический колледж № 1 им.С.Ф. Гоголева и государственного образовательного учреждения «Якутский педагогический колледж №2» в части отказано. Решение суда вступило в законную силу 11 октября 2010 года, представление прокурора Судебной коллегией Верховного суда РС(Я) оставлено без удовлетворения.

Также из преамбулы оспариваемого распоряжения государственного органа исполнительной власти РС(Я) видно, что ненормативный правовой акт принят на основании ходатайства Министерства образования РС (Я) от 13 июля 2010 года № и согласия ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж» от 13 июля 2010 года №, в интересах коллектива и студентов которого обращается с рассматриваемым заявлением прокурор.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела судом не установлено, что оспариваемым распоряжением нарушаются права и свободы, создаются препятствия к осуществлению прав и свобод либо возлагает незаконно какие-либо обязанности на коллектив и студентов ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж». Доводы, изложенные в заявлении заместителя прокурора РС(Я) и дополнительно представленные доводы помощником прокурора РС(Я) в судебном заседании, не могут являться основанием для признании оспариваемого распоряжения незаконным и повлечь его отмену, поскольку помещение, расположенное по адресу: ___________, было закреплено на праве оперативного управления за юридическим лицом ГОУ «Якутский педагогический колледж №2». Доводы о том, что юридическим лицом утрачивается право оперативного управления на площадь 1802 кв.м., что ущемляет права преподавателей, студентов, абитуриентов на осуществление образовательной деятельности и получение образования в здании с площадью, соответствующей нормативным требованиям, и ставит под угрозу получение лицензии на ведение образовательной деятельности вновь создаваемого ГОУ «Якутский педагогический колледж», также в силу положений ст. 255 ГПК РФ не могут рассматриваться как основание для признания распоряжения незаконным, поскольку право на получение лицензии на ведение образовательной деятельности в силу статьи 33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» принадлежит вновь созданному в ходе реорганизации учреждений среднего профессионального образования путем их слияния ГОУ СПО «Якутский педагогический колледж». Распоряжение Министерством имущественных отношений РС(Я) принято в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, оснований для признания его незаконным по доводам заявителя суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2010 года № «О закреплении объектов государственной собственности РС(Я)» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья: п/п Л.В. Удалова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200