о взыскании ущерба и компенсации морального вреда



Дело № 2-7983-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2010 г. Якутский городской суд РС(Я) в составе предс-й судьи Оконешниковой М.М., при секретаре Мекумяновой З.П., рассмотрев в судебном заседании

дело по иску Азимбаева А.Р. к МУ «Якутская городская больница № 5» о взыскании ущерба и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Азимбаев А.Р., являющийся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, обратился в суд с иском о возложении на лечебное учреждение обязанности по предоставлению набора социальных услуг в виде бесплатной медицинской помощи с обеспечением необходимыми лекарственными средствами, по возмещению ему расходов на приобретение лекарств и прохождение необходимых процедур в сумме ____ руб. ____ коп., а также о компенсации морального вреда в сумме ____ руб. за нарушение его прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». В исковом заявлении Азимбаев А.Р. указал о том, что в больнице № 5 ему было отказано в выдаче льготного рецепта на лекарственные средства по причине якобы получения им ежемесячной денежной выплаты, в связи, с чем он вынужден был нести расходы на приобретение необходимых ему лекарств и получение медицинский процедур, испытывая нравственные переживания и физические страдания в связи с опасностью прогрессирования заболевания. Истец, извещенный о слушании дела, в суд по неизвестной причине не явился, в связи с чем дело рассматривается без его участия.

Представители ответчика – МУ «Якутская городская больница № 5» - в суде с доводами истца, указанными в исковом заявлении, не согласились, пояснив о том, что Азимбаев состоит на диспансерном учете как ликвидатор катастрофы на ЧАЭС, включен в государственный регистр участников ликвидации данной аварии, вследствие этого он имеет право на получение социальной помощи в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» как в виде денежной компенсации, так и в виде предоставления бесплатного лекарственного обеспечения. На основании утвержденного списка лекарственных средств в МЗ РС(Я) была направлена заявка на необходимые для федеральных льготников лекарственные средства, но в виду позднего проведения тендеров лекарства поступали несвоевременно и недостаточно. Азимбаеву рецепты выписываются централизованно, по имеющимся в аптечном пункте лекарствам, в 2008 г. им были получены препараты на сумму ____ руб. ____ коп., в 2009 г. – на ____ руб. ____ коп., в 2010 г. – на сумму ____ руб. ____ коп. Также лечащими врачами ему назначались медицинские обследования, лечение, в т.ч. и лекарственными препаратами, не включенными в утвержденный список. Данные препараты им приобретались самостоятельно. Помимо этого истец самостоятельно обращался к внештатным специалистам, в т.ч. и к врачам Национального центра медицины, направления к которым в медицинской карте не были отражены, в 2009 г. он бесплатно прошел холтеровское обследование и диспансеризацию.

Заслушав сторону ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Азимбаева А.Р. по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 3 и 4 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и предоставляемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ст.6.1 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что право на государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют определенные категории граждан, в т.ч. инвалиды. В ст.6.2 федерального закона указан состав набора предоставляемых социальных услуг, в т.ч. дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В п.2 данной статьи отражено, что перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии со ст.6.3 ФЗ № 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина. Согласно ст.6.4 в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Азимбаев А.Р., состоящий в Федеральном регистре граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и являющийся вследствие этой катастрофы ____, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Он обратился в суд с иском о возложении на медицинское учреждение обязанности по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, по рецептам врача, указывая на то, что ответчик в данной социальной услуге необоснованно и незаконно отказывает, ссылаясь на отсутствие конкретного лекарственного средства в утвержденном перечне и на отсутствие рецептурного бланка утвержденной формы. Ссылаясь на незаконность действий МУ ЯГБ №5, истец просит взыскать расходы, понесенные им на приобретение лекарственных средств и на диагностические процедуры, а также компенсацию морального вреда. В подтверждение заявленных требований им представлено письмо ГСПК «Сахамедстрах» от 5 апреля 2010 г., в котором указано о проведении служебного расследования по факту оказания медицинской помощи в медицинском учреждении, по результатам которой было установлено, что в отношении Азимбаева допущено ограничение доступности медицинской помощи в виде не обеспечения диспансерного наблюдения УЗИ сердца, проведения общего анализа крови на платной основе, неполное лекарственное обеспечение по причине отсутствия в аптеке назначенных лечащим врачом лекарственных средств. Медицинскому учреждению было рекомендовано компенсировать гражданину его личные расходы на сумму ____ руб. Данное письмо в качестве достоверного доказательства нарушения ответчиком прав истца на получение государственной социальной помощи не может быть принято, поскольку общий анализ крови 7 мая 2008 г. и УЗИ сердца (квитанции от 05.05.08 № на сумму ____ руб., от 07.05.08 № на сумму ____ руб.) были проведены по назначению врача, не состоящего в штате медицинского учреждения, т.е. не имеющего полномочий на назначение лекарственных препаратов и лечения. По правилам ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Истцом в подтверждение взысканной суммы к исковому заявлению приложены кассовые и товарные чеки за период с 2008 по 2010 г.г. на общую сумму ____ руб. ____ коп. В некоторых чеках не указаны наименования приобретенных лекарственных препаратов, в частности на сумму ____ руб. от 14.12.08, на сумму ____ от 18.12.08, либо указаны лекарства в виде ____, которое на дату выписки рецептов отсутствовало в аптеке, как и иные лекарственные средства – ____, а также в виду отсутствия в утвержденном перечне – ____. Как указал истец в исковом заявлении, в предоставлении лекарств было отказано в виду их отсутствия в аптеке либо отсутствия рецептов на их бесплатное приобретение, но при этом им никаких доказательств, достоверно подтверждающих отказ работников медицинского учреждения в выписке рецептов утвержденной формы либо отказ работников аптеки в выдаче указанных в рецепте лекарственных средств, не представлено. Таким образом, доводы стороны ответчика о том, что нарушение прав истца на обеспечение необходимыми лекарственными средствами имело место по причине отсутствия их в аптеке, суд считает обоснованными. Как пояснила суду заместитель главного врача Б., Азимбаеву лечащими врачами выписывались рецепты на бесплатное лекарственное обеспечение, назначались необходимые обследования и лечение в дневном стационаре, проведена диспансеризация и холтеровское обследование, т.е. бесплатная медицинская помощь оказывается.

В силу ст.6.3 ФЗ № 178-ФЗ порядок предоставления социальных услуг утвержден приказом МЗ РФ от 29 декабря 2004 г. № 328. Так, согласно п.2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. При этом ст.4.1 ФЗ определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, обеспечение лекарственными средствами должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых с фармацевтическими организациями. Таким образом, надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов на приобретение необходимых лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в иске Азимбаева А.Р. к МУ «Якутская городская больница № 5» – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верхсуд РС(Я) в течение 10 дней.

Судья: Оконешникова М.М.

0

-32300: transport error - HTTP status code was not 200