Дело № 2-7172/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Якутск 29 октября 2010 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Александровой Ю.А., с участием помощника прокурора г.Якутска Ивановой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г.Якутска о признании бездействия Окружной администрации города Якутска незаконным,
установил:
Прокурор г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Окружной администрации города Якутска по безопасности дорожного движения при реализации полномочий по содержанию автомобильных дорог незаконным. Прокуратурой г. Якутска была проведена проверка технического состояния дороги, расположенной по ул. Чернышевского в г.Якутске, в ходе которой установлено нарушение требований ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», на пересечении с ул. Автодорожная выявлено разрушение дорожного покрытия, имеется провал на краю проезжей части глубиной до 30см., размером 5х2м., напротив дома № отсутствует дорожное покрытие на участке 7,6х18,4м., напротив дома № разрушение дорожного покрытия 2х3х0,11м., выбоина размером 3х1,5х0,30м., напротив дома № выбоина размером 3,8х3х0,09м., на пересечении с ул. Крупской волнообразный провал проезжей части размером 10,9х14,5х0,07м., на пересечении с ул. Кулаковского напротив _______ волнообразный провал проезжей части размером 15,2х10,9х0,2м. Бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Якутска возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города, улично-дорожная сеть и транзитные автомобильные дороги г. Якутска, за исключением заезда в 202 микрорайон, переданы в муниципальную собственность. В заявлении указано на то, что непринятие Окружной администрацией г.Якутска мер по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ городского поселения, влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Иванова Л.Р. требование поддержала, просила его удовлетворить, суду пояснила, что по результатам проверки установлено, что Окружная Администрация г. Якутска меры по устранению нарушений не принимает, на дату подачи заявления в суд работы проведены не были, поэтому со стороны Окружной администрации г. Якутска имелось бездействие.
Представитель Окружной Администрации г. Якутска по доверенности Топорков А.В. с иском не согласился, суду пояснил, что предписание прокурора г. Якутска исполнено, капитальный ремонт ул. Чернышевского до 2013 года не предусмотрен, полномочия ОА г.Якутска по содержанию автомобильных дорог переданы МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», утверждена целевая программа «Комплексное развитие территорий г.Якутска», согласно которой предусмотрены реконструкция и ремонт дороги.
Представитель МУ «Главстрой» по доверенности Слепцова А.В. с исковыми требованиями не согласилась. Представитель МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» по доверенности Воробьев С.С. с иском не согласился, суду пояснил, что предписание прокурора г. Якутска исполнено, ответ был отправлен.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что во исполнение требования заместителя прокурора г.Якутска комиссия в составе начальника отдела УГАДН по РС(Я) ФСНСТ, ст. госинспектора ОДИиОД ОГИБДД при УВД по г. Якутску, госинспектора ОДИиОД ОГИБДД при УВд по г. Якутску проведена проверка на предмет соблюдения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», по результатам проведенной проверке составлен акт выборочного обследования уровня содержания улично-дорожной сети г. Якутска от 10 марта 2010 года, согласно которому на улице Чернышевского на пересечении с ул. Автодорожная имеется разрушение дорожного покрытия, имеется провал на краю проезжей части глубиной до 30см., размером 5х2м., напротив дома № отсутствует дорожное покрытие на участке 7,6х18,4м., напротив дома № разрушение дорожного покрытия 2х3х0,11м., выбоина размером 3х1,5х0,30м., напротив дома № выбоина размером 3,8х3х0,09м., на пересечении с ул. Крупской волнообразный провал проезжей части размером 10,9х14,5х0,07м., на пересечении с ул. Кулаковского напротив _______ волнообразный провал проезжей части размером 15,2х10,9х0,2м. Для устранения указанных недостатков выдано предписание № на имя директора МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» об устранении повреждений дорожного покрытия проезжей части, превышающих предельно допустимые, по замечаниям, указанным в акте выборочной проверки УДС г.Якутска, 29 марта 2010 года в адрес Главы ГО «Город Якутск» направлено представление № об устранении нарушений действующего федерального законодательства из которого следует, что прокурор г. Якутска требует принять меры к устранению причин и условий, способствовавших нарушению законодательства, при реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено, что в 2005 году осуществлена передача в муниципальную собственность улично-дорожной сети и транзитных автомобильных дорог по городу Якутску, за исключением заезда в 202 микрорайон. На основании распоряжения Департамента имущественных отношений № от 09 июня 2007 года полномочия собственника осуществляет МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», также согласно постановлению Главы № от 31 июля 2009 года к полномочиям МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» отнесены полномочия по содержанию и текущему ремонту муниципальных дорог.
28 октября 2008 года решением Якутской городской думы утверждена целевая программа «Комплексное развитие территорий города Якутска (2009-2013 года)», согласно паспорту программой предусмотрены три подпрограммы «Обеспечение водоотведения», «Развитие улично-дорожной сети», «Реконструкция и развитие внутригородских территорий». В систему подпрограммы «Обеспечение водоотведения» включено устройство водоотводного лотка по ул. Чернышевского (участок от ул. Автодорожная до Н.Покровского тракта и от Н.Покровского тракта до ул. Гастелло) в 2009-2013 гг., системой мероприятий подпрограммы «Развитие улично-дорожной сети» предусмотрена реконструкция ул. Чернышевского – грузовая магистраль (участок от ул. Автодорожная до Н.Покровского тракта и от Н.Покровского тракта до ул. Гастелло).
В порядке главы 25 ГПК РФ в суде могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 28 января 2010 года № «О распределении средств, предусмотренных по подразделу 0503 «Благоустройство на 2010 год по г.Якутску» утверждено распределение средств, предусмотренных на 2010 год, в том числе на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них (п.2 приложения № к распоряжению - текущее содержание дорог, ямочный ремонт) в размере _______ рублей, по целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в ГО «Город Якутск» (п.6 приложения № к распоряжению) в размере _______ рублей по МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства». Суду не представлено доказательств того, что Окружной администрацией г.Якутска не исполняются бюджетные обязательства по финансированию содержания дорог. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 01 июня 2010 года, акта о приеме выполненных работ от 01 июня 2010 года, подписанных МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» и ООО «Сахатрансстрой» выполнены работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия с применением горячей асфальтобетонной смеси по ул. Чернышевского г.Якутска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора г. Якутска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора г. Якутска о признании бездействия Окружной администрации города Якутска по безопасности дорожного движения при реализации полномочий по содержанию автомобильных дорог незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья: п/п Л.В.Удалова