о возмещении ущерба причиненного пожаром



Дело № 2-9313-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 13 декабря 2010 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Дмитриевой Л.А. единолично, при секретаре Антоновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якутского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ответчику о возмещении ущерба, указывая, что в период с 02 по 08 июля 2010 года, в квартале № выдел № на территории Тюнгюлюнского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» Мегино-Кангаласского района произошел лесной пожар №, который был ликвидирован на 20 га лесной площади и 4 га не лесной площади. Указано, что пожар возник на просеке высоковольтной линии электропередачи ВЛ - 35 кВ Л-38 Чурапча-Тюнгюлю Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго». Причиной пожара явилось возгорание деревьев от замыкания с высоковольтными электропроводами на просеке ЛЭП Л-38- Чурапча-Тюнгюлю в результате несоблюдения Майинскими РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» требований Лесного Кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах и требований по безопасной эксплуатации объектов электрохозяйства.

В судебном заседании представитель истца Умеренко В.А. иск поддержал, суду пояснил, что по данному факту в возбуждении уголовного дела было отказано, Постановлением государственного инспектора ОГПН по Мегино-Кангаласскому району С. № от 10.07.2010 года старший мастер Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях и привлечён к административной ответственности в виде штрафа за то, что являясь должностным лицом Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» допустил нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а также нарушение Правил технической эксплуатации высоковольтной линии электропередачи, что и стало причиной лесного пожара №. Утверждает, что со стороны ответчика тем самым причинен ущерб лесным ресурсам государства, согласно расчету, произведенному в соответствии с п.3 Методики исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273) общий ущерб, причиненный в результате пожара в лесном фонде, находящемся в федеральной собственности, составил _____ руб., включая ущерб от потери древесины, стоимость работ по очистке территории, затраты на устранение пожара. Просит иск удовлетворить, взыскать с ответчика стоимость причиненного ущерба в пользу соответствующего местного бюджета в лице получателя Департамента по лесным отношениям Минприроды РС (Я) Мегино-Кангаласского района РС (Я).

Представитель ответчика Логинова О.В. (доверенность от 16.11.2009 г. № 830) иск не признала, суду пояснила, что со стороны истца не доказан размер причиненного ущерба, так как отсутствуют исходные данные соответствующих расчетов. Считает, что привлечение сотрудника Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» В. к административной ответственности состоялось с нарушением процессуальных норм законодательства, В. должностным лицом не является, исковые требования о возмещении ущерба должны быть предъявлены к В. как к физическому лицу, протокол о лесном пожаре оформлен без участия ответчика. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в период с 02 по 08 июля 2010 года, в квартале № выдел № на территории Тюнгюлюнского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» Мегино-Кангаласского района произошел лесной пожар №, который был ликвидирован на 20 га лесной площади и 4 га не лесной площади. Данное обстоятельство подтверждается протоколом о лесном пожаре № от 09.07.2010 г., схемой пожара №, справкой ГУ РС (Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» от 25.10.2010г. №.

Из вышеперечисленных документов, а также протокола осмотра места происшествия пожара от 15.07.2010 г., постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту данного пожара от 20.07.2010 г., акта расследования технологического нарушения в работе электроподстанции, сети или энергосистемы от 07.07.2010 г. № ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» следует, что пожар возник на просеке высоковольтной линии электропередачи ВЛ - 35 кВ Л-38 Чурапча-Тюнгюлю Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго», при этом просека ЛЭП по всему периметру пожара обросла молодняком древесной растительности, верхушки которой соприкасаются с проводами ЛЭП. С восточной стороны лесного пожара на земле лежали провода линии электропередач, опоры ЛЭП не обнаружены, полностью сгорели промежуточные опоры №, подгорели приставки на промежуточных опорах №, провода АС-70/11 в пролетах опор № имеют термическое повреждение.

Из справки МО «Жабальский наслег» от 05.07.2010 г. № усматривается, что причиной возгорания является замыкание электропроводов на высоковольтной линии электропередачи из-за обрушения опор, все опоры находятся в аварийном состоянии. Провода сильно провисли, ремонт линии электропередачи не проводился 30 лет.

Согласно объяснению начальника Майинских РЭС ОАО АК «Якутскэнерго» Харитонова А.Д. в ходе пожара пострадало 9 промежуточных «П»-образных опор.

Согласно объяснению мастера ТСУ Майинских РЭС ОАО АК «Якутскэнерго» В. при обходе ЛЭП 04.07.2010 г. им было обнаружено, что на линии произошел пожар, опоры лежали на земле, провода сгорели.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. В соответствии со ст. 53 Лесного Кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 34 главы 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, предусматривает, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. В соответствии с п. 35 главы 9 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно 2.5.35. приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 187 от 20.05.2003 года «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» при прохождении ВЛ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возможны низовые пожары, должна быть предусмотрена одна из следующих мер: устройство канавы глубиной 0,4 м и шириной 0,6 м на расстоянии 2 м вокруг каждой стойки опоры; уничтожение травы и кустарника и очистка от них площадки радиусом 2 м вокруг каждой опоры; применение железобетонных приставок, при этом расстояние от земли до нижнего торца стойки должно быть не менее 1 м.

Также Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждёнными приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 229 от 19.06.2003 года, установлено, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (п. 5.7.1.). При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение (п. 5.7.8.), должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. Периодичность осмотров каждой ВЛ но всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью (п. 5.7.14.). Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны производиться при лесных и степных пожарах (п. 5.7.15.). На ВЛ при проведении осмотров должны выполняться проверка состояния опор, проводов, тросов, расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений (п. 5.7.16.). Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ (п. 5.7.17.).

Между тем, указанные работы Майинскими РЭС ЦЭС АК «Якутскэнерго» надлежащим образом не проводились, доказательств обратного со стороны ответчика в нарушении ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Вышеисследованные доказательства в их совокупности указывают на то, что причиной пожара в данном случае явилось падение и замыкание электропроводов ЛЭП с растительным покровом в результате нарушения ответчиком правил технической эксплуатации высоковольтной линии электропередачи. Следовательно, в результате несоблюдения Майинскими РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» требований Лесного Кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах и требований по безопасной эксплуатации объектов электрохозяйства допущен лесной пожар.

Ссылка представителя ответчика на привлечение сотрудника Майинских РЭС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго» В. к административной ответственности с нарушением процессуальных норм законодательства не может быть принята судом, так как данные обстоятельства подлежат установлению в ином судебном порядке, т.е. при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Кроме того, привлечение сотрудника ответчика к административной ответственности не является единственным и безусловным основанием признания судом исковых требований прокурора правомерными. Также несостоятельно указание ответчика на составление протокола о лесном пожаре без участия ответчика, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает ответственности виннового лица в возмещении причиненного ущерба по правилам действующего гражданского законодательства РФ.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05 ноября 1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», вред причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

В силу статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2.8. Устава ОАО АК «Якутскэнерго» Центральные электрические сети являются филиалом ОАО АК «Якутскэнерго», не являются юридическим лицом, действуют от имени Общества и на основании утверждаемых Обществом положений. Майинские районные электросети являются обособленным структурным подразделением Центральных электрических сетей и не являются юридическим лицом, следовательно, ответственность за причиненный вред в настоящем случае следует возложить на собственника источника повышенной опасности в лице ОАО АК «Якутскэнерго».

В соответствии с п.1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 Методики исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждённой постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273, при причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнём, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

Из справки ГУ РС (Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» от 25.10.2010г. № следует, что общая стоимость ущерба, причиненного в результате пожара в лесном фонде, находящемся в федеральной собственности, составила _____ руб. _____ коп., включая ущерб от потери древесины на корню в сумме _____ руб., стоимость работ по очистке территории, затраты на устранение пожара в размере _____ руб., расходы, связанные с тушением лесного пожара в сумме _____ руб. _____ коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

Согласно ч.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Якутского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» о возмещении ущерба, удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» в доход государства возмещение ущерба в сумме _____ (_____) руб. _____ (_____) коп. на расчетный счет № ГРКЦ НБ РС (Я) Банка России г.Якутск УФК по РС (Я) Департамент по лесным отношениям Минприроды РС (Я) -_____.

Взыскать с Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» в доход государства _____ (_____) руб. _____ ( _____)коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней.

Судья Дмитриева Л.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200