Дело № 2-478-2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 25 января 2011 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Банщиковой И.А., с участием представителя истца Петрова С.П., представителя МУ ДЖО Егорова А.М., при секретаре Слепцове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варлашкиной Г.С. к Муниципальному учреждению «Департамент жилищных отношений» о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Варлашкина Г.С. обратилась в суд с заявлением о признании отказа МУ «Департамент жилищных отношений» в предоставлении жилищной субсидии незаконным, мотивируя тем, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 27 сентября 1973 г., является членом семьи нанимателя комнаты в общежитии по адресу: _________. На ее обращение об улучшении жилищных условий в виде субсидии на приобретение жилья 28 июня 2010 г. МУ «Департамент жилищных отношений» отказал. Считает отказ незаконным, просит обязать ответчика предоставить жилищную субсидию.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Петров С.П. требования поддержал и просит заявление удовлетворить.
Представитель МУ «Департамент жилищных отношений» по доверенности Егоров А.М. с заявлением не согласился, указывая на то, что истица не состоит в очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Истец основывает свои требования на основе статьи 17 ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На основе статьи 17 Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2005 года вступил в силу ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – ст. 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этой статьей, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ч. 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 и абз. 3 ч. 3 ст. 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обеспечение жилым помещением инвалидов, нуждающихся в улучшении жилых помещений и вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилья для всех категорий граждан..., утв. постановлением Правительства РС(Я) от 26 января 2008 года N 27 для обеспечения жильем инвалидов предоставляются жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде федеральных субвенций бюджету РС(Я) вне рамок федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Представитель ответчика суду пояснил, что существует определенная процедура для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявитель Варлашкина Г.С. состоит в общегородской очереди, на улучшение жилищных условий как ______ в МУ «Департамент жилищных отношений» не обращалась.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что Варлашкина Г.С., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не встала на учет до 1 января 2005 года, у суда нет оснований для удовлетворения заявления Варлашкиной Г.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Варлашкиной Г.С. к МУ «Департамент жилищных отношений» о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья Якутского городского суда РС (Я): И.А.Банщикова.