об отказе в предоставлении земельного участка в собственность



Дело № 2-4181/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 31 мая 2011 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Удалова Л.В. единолично, при секретаре Ильиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «ДЭУ Лена», Общества с ограниченной ответственностью «Эллайада-2», Николаевой Л.И., Николаева Д.И., Зырянова С.М., Скугаревской Г.П., Скугаревского Б.А., Чумаевской Л.А., Рехлясова Н.А., Потапова А.А., Артемьевой А.В., Слепцовой Н.П., Петрова С.И., Петровой А.А., Мохначевской Н.И., Мохначевского В.И., Сосина Д.Т., Москвитиной М.С., Москвитина Н.В., Поповой Я.П. об оспаривании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Заявители обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2010 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____. В основание заявления указано на то, что заявители являются собственниками недвижимого имущества – нежилых строений, расположенных на данном земельном участке, обратилась в Министерство имущественных отношений РС(Я) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако оспариваемым распоряжением в предоставления земельного участка в собственность было отказано по тем основаниям, что часть земельного участка попадает в зону границы территории общего пользования, расположена за пределами красной линии, поэтому приватизация указанного земельного участка является невозможной. Полагали отказ незаконным, не основанным на действующем законодательстве.

В судебном заседании заявители Потапов А.А., Николаев Д.И., Чумаевская Л.А., Попова Я.П., представители заявителей по доверенности Коркин М.М., Портнягина А.А., Никитин Е.П. заявление поддержали и суду пояснили, что предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении заявителям в собственность земельного участка не имеется, распоряжение органа исполнительной власти не основано на законе, просили признать его недействительным.

Представитель Министерства имущественных отношений РС(Я) по доверенности Урбан А.М. с заявлением не согласился, суду пояснил, что полномочия по предоставлению в собственность земельных участков физическим лицам принадлежит Городскому округу «Город Якутск», согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок находится за пределами красных линий, отнесен к землям общего пользования, что в силу требований действующего законодательства является основанием для отказа в приватизации, запрашиваемый земельный участок подпадает под регулирование пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который устанавливает случаи, в которых отчуждение земельных участков ограничено, в частности земельные участки в составе земель общего пользования, просил в удовлетворении заявления отказать.

Представители третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства по г.Якутску, извещенные неоднократно о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, причины неявки суду не сообщены, дело с учетом мнения сторон рассмотрено в отсутствие представителей департамента в силу ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что заявителям ООО «ДЭУ Лена», ООО «Эллайада-2», Николаевой Л.И. и Николаеву Д.И., Зырянову С.М., Скугаревской Г.П. и Скугаревскому Б.А., Чумаевской Л.А. и Рехлясову Н.А., Потапову А.А., Артемьевой А.В. и Слепцовой Н.П., Петрову С.И. и Петровой А.А., Мохначевской Н.И., Мохначевскому В.И., Сосину Д.И., Москвитиной М.С. и Москвитину Н.В., Поповой Я.П. на праве собственности принадлежат нежилые помещения (магазины), расположенные по ул.____, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.06.2009 года , , , , , , , , , ____. Земельный участок предоставлен заявителям по договору аренды от 31 марта 2005 года .

01 сентября 2010 года заявители совместно обратились в Министерство имущественных отношений РС(Я) о приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости. Согласно распоряжению органа исполнительной власти от 06 октября 2010 года № Р-1392 на основании сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в связи с принадлежностью земельного участка к землям общего пользования в приватизации отказано.

В соответствии со ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков в собственность имеют собственники зданий, сооружений в порядке установленном Земельным кодексом РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков не допускается за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

На основании ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу РФ норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации. Учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, перечень земель общего пользования является открытым. В то же время к ним отнесены только земли, не подлежащие приватизации. Поэтому к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К таким землям не относятся земли, предоставленные в частную собственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются красными линиями. Красные линии входят в основную часть проекта планировки территории (ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Из материалов дела и объяснений участвующих лиц видно, что спорный земельный участок занят под принадлежащие заявителям на праве собственности нежилые помещения, следовательно, на момент рассмотрения заявления о приватизации земельного участка к землям общего пользования не относился, доказательств обратного со стороны Министерства имущественных отношений РС (Я) суду при рассмотрении дела не представлено. В судебном заседании установлено, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, «красные линии» являются планируемыми, автомобильная дорога проходит в некотором удалении от здания, в котором находятся принадлежащие заявителям нежилые помещения.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Правительства РС(Я) №1025-р от 15 сентября 2010 года спорный земельный участок зарезервирован для государственных нужд сроком на 7 лет в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 марта 2011 года произведена государственная регистрация обременения (ограничения) 26 ноября 2010 года, то есть юридическое значение указанное ограничение приобрело с указанной даты регистрации.

Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, юридических лиц, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением, в том числе случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В статье 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

По смыслу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с актом соответствующего органа власти о резервировании, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Таким образом, основанием для отказа собственнику недвижимого имущества в приватизации расположенного под объектом недвижимости земельного участка может служить решение о резервировании земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, принятое до обращения лица с соответствующим заявлением. Аналогичное решение, принятое после обращения лица с заявлением о выкупе участка, может являться препятствием для приватизации земельного участка в случае, если резервирование осуществлено на основании генерального плана развития населенного пункта либо иной градостроительной документации, касающейся планирования и застройки, утвержденной до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе земельного участка, из которой следует, что земельный участок предназначен для использования в муниципальных и общественных интересах. В судебном заседание таких обстоятельств не установлено, доказательств обратного представителем Министерства имущественных отношений РС(Я) суду не представлено, заявители обратились с заявлением о приватизации земельного участка до принятия Правительством РС(Я) решения о резервирования земельного участка и его государственной регистрации, разрешенное использование земельного участка совпадает с назначением его использования заявителями.

Учитывая вышеизложенное, суд считает отказ Министерства имущественных отношений РС(Я) в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, препятствующим к осуществлению гражданами, юридическими лицами их права иметь земельный участок в собственности. В судебном заседании не установлено основанных на действующем законодательстве оснований для отказа заявителям в предоставлении земельного участка в собственность.

Следует также отметить, что оспариваемое распоряжение принято Министерством имущественных отношений с превышением установленных законом полномочий, поскольку согласно статье 1 Закона РС(Я) от 29.06.2006 349-З N 723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Якутск» (действовавшего на момент принятия оспариваемого распоряжения) уполномоченный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления земельных участков в собственность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в иных случаях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством. Собственниками нежилых строений, расположенных на спорном земельном участке, являются как юридические лица, так и граждане, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, поэтому вопрос о предоставлении в собственность земельного участка подлежит разрешению Окружной администрацией города Якутска, что представителем Министерства имущественных отношений РС(Я) в судебном заседании не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поданное заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2010 года ____ об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «ДЭУ Лена», Обществу с ограниченной ответственностью «Эллайада-2», Николаевой Л.И., Николаеву Д.И., Зырянову С.М., Скугаревской Г.П., Скугаревскому Б.А., Чумаевской Л.А. и Рехлясову Н.А., Потапову А.А., Артемьевой А.В., Слепцовой Н.П., Петрову С.И. и Петровой А.А., Мохначевской Н.И., Мохначевскому В.И., Сосину Д.Т., Москвитиной М.С., Москвитину Николаю Васильевичу, Поповой Яне Павловне в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____ под кадастровым номером , общей площадью ____ кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья: п/п Л.В. Удалова