о признании отказа в согласовании акта выбора земельного участка незаконным, обязании согласовать акт выбора земельного участка



№ 2-3328-11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 15 июня 2011 года

Якутский городской суд в составе судьи Игнатьевой А.Р., при секретаре Поповой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Николаева Х.А. к Департаменту архитектуры и градостроительства ОА г. Якутска о признании отказа в согласовании акта выбора земельного участка незаконным, обязании согласовать акт выбора земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Николаев Х.А. обратился в суд к ответчику, с исковым заявлением о признании отказа в согласовании акта выбора земельного участка незаконным, обязании согласовать акт выбора земельного участка.

В судебном заседании, истец Николаев Х.А., его представитель Захарова М.Р. (по доверенности от 19.04.2011 г.) поддержали свои требования.

В судебное заседание, представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграфным уведомлением. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке заочного производства.

Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Решением комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства на территории г. Якутска (протокол от 27.12.2010 г.) единогласно принято решение предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка под дачу при условии согласования с Департаментом архитектуры и градостроительства ОА г. Якутска.

Письмом Департамента архитектуры от 09 марта 2011 года заявителю отказано в согласовании акта выбора испрашиваемого земельного участка под дачное строительство.

Согласно ст. 32 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

Законодательством уточняется порядок предоставления земельных участков для строительства, при этом, устанавливается весьма существенное разграничение предоставления земельных участков - с обязательным согласованием места размещения объекта и без такового. Также выдвигается условие, что предоставление земельного участка в собственность под строительство без предварительного согласования может производиться только с обязательным заключением договора, предметом которого является земельный участок, на торгах. По сути, это означает, что торги фактически заменяют в данном случае собой процедуру согласования. Предварительное согласование требуется при предоставлении земельных участков под застройку либо в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.

Планировка территории - это вид градостроительной деятельности и получаемой в ее результате градостроительной документации, осуществляемых после разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования в целях реализации их положений и упорядочения землепользования и застройки в отдельных кварталах, микрорайонах и иных элементах планировочной структуры, определяющих границы застроенных и незастроенных земельных участков (их ограничения и обременения), находящихся в частной или публичной собственности.

Таким образом, планировка территории как градостроительная процедура является средним звеном в механизме градорегулирования, следуя после стадий территориального планирования и градостроительного зонирования, но перед осуществлением гражданами и юридическими лицами процедур инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Проекты планировки конкретизируют требования правил землепользования и застройки, принимаемых в ходе градостроительного зонирования территории муниципального образования. Именно в правилах происходит деление территории муниципального образования на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент, определяющий разрешенное использование земельных участков и объектов недвижимости, предельные размеры земельных участков для такого использования и т.д. С 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки документация по планировке территории (кроме случаев межевания застроенных территорий) не подготавливается.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 ГрадК РФ в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. Это означает, что в отношении таких участков градостроительный план не подготавливается (ч. 1 ст. 44 ГрадК РФ), таким образом, в случаях с огородничеством имеется упрощенная процедура подготовки проектов планировки как вида градостроительной документации. Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления документации по его застройке. Ст. 1 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» не предусматривает строительство на огородных участках объектов капитального строительства, а практика регулирования огородничества идет по пути преимущественного предоставления огородникам и их объединениям земельных участков в аренду.

С 1 января 2010 г. проекты планировки застроенных и незастроенных территорий и проекты межевания (для незастроенных территорий) могут утверждаться только при наличии документов территориального планирования (схем территориального планирования для Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных районов и генеральных планов для городских округов и поселений). До 1 января 2010 г. земельные участки из состава государственных или муниципальных земель могут предоставляться дачным, садовым и огородным некоммерческим объединениям посредством предварительного согласования мест размещения объектов при отсутствии документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. После указанной даты это делать органам публичной власти запрещено.

В состав документации по планировке территории могут включаться проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков. В соответствии с последними происходит формирование земельного участка (включая установление его границ), осуществляемое до его предоставления некоммерческому объединению и его членам (ст. 14 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В ходе осуществления процедуры планировки территории происходит выделение границ микрорайонов, кварталов, устанавливаются красные линии, выделяются территории общего пользования, иные территории, занятые публичными объектами (объектами транспортной, инженерной, иной инфраструктуры). После такой фиксации границ публичных объектов наступает вторая стадия планировки территории, когда производится межевание земельных участков для предоставления гражданам и юридическим лицам.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или городского округа по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков в том числе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Таким образом, исковое заявление Николаева А.Х. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства ОА г. Якутска в согласовании акта выбора земельного участка от 09.03.2011 г. Николаеву Х.А. – незаконным.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства ОА г. Якутска согласовать акт выбора земельного участка Николаеву Х.А..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

На заочное решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РС (Я), в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: п/п А.Р. Игнатьева