об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-5421/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 21 июля 2011 года

Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Ильиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Багаутдинова Ф.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Багаутдинов Ф.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа руководителя МУ «Департамент жилищных отношений» в предоставлении жилого помещения. В обоснование заявления указано на то, что заявитель являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: ___. Собрав все необходимые документы, обратился в муниципальный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения, оказании помощи в восстановлении жилья, пострадавшего во время пожара ___ 2010 года. В ответ на обращение была разъяснено, что заявитель является собственником жилого помещения, несет бремя его содержания. Заявитель не согласен с указанным отказом, поскольку согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ законодатель не связывает нуждаемость в жилом помещении с тем, в чей собственности находилось жилое помещение. В настоящее время заявитель находится в затруднительном положении, сгоревший дом являлся для него и членов его семьи единственным жильем, является ___, ___, приходится снимать комнату для проживания. С таким отказом в удовлетворении его заявления не согласен, считает отказ не основанным на нормах действующего жилищного законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Куликова И.Ю. заявление поддержала и просила его удовлетворить, суду пояснила о нахождении заявителя в затруднительном положении, тяжелом материальном положении, ___.

Представитель Окружной администрации г.Якутска по доверенности Степанова Т.И. с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, суду пояснила, что заявитель является собственником сгоревшего жилого дома, несет бремя его содержания, орган муниципальной власти не может предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, на учете нуждающихся в жилом помещении заявитель не состоит.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Судом установлено, что заявитель Багаутдинов Ф.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ___, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии . Из справки УГПН ГУ МЧС РФ по РС(Я) от ___ 2010 года видно, что принадлежащий заявителю жилой дом пострадал при пожаре ___. Представитель заявителя суду пояснила, что в настоящий момент заявитель и его семья снимают жилое помещение для проживания, в сгоревшем жилом помещении невозможно проживать.

Заявитель Багаутдинов Ф.А. ___ 2011 года обратился в МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» с заявлением об оказании помощи в восстановлении жилого помещения после пожара, оказании содействия в выкупе земельного участка, а также с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, вне очереди.

На обращение заявителя МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» за подписью директора А. ___ 2011 года дан ответ, согласно которому МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» занимается вопросами обеспечения жильем граждан, утративших в результате пожара муниципальное жилье, пострадавший от пожара жилой дом по ___ принадлежал заявителю на праве собственности, согласно действующему законодательству собственники жилых помещений несут бремя содержания и риск утраты или случайного повреждения принадлежащего им имущества, в целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой или повреждением имущества собственник имеет возможность застраховать жилое помещение. Также заявителю рекомендовано по оформлению земельного участка обратиться в Комитет земельных отношений, по участию в полотном проекте в Многофункциональный центр РС(Я).

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ. На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П по жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Из обстоятельств дела следует, что заявитель Багаутдинов Ф.А. утратил в результате пожара единственное жилье, средств для приобретения иного жилого помещения не имеет, его семья является малообеспеченной, пенсия заявителя составляет ___ рублей, ___. По данным муниципального органа на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении Багаутдинов Ф.А. не состоит.

При таких обстоятельствах, отказ директора МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» А. от ___ 2011 года в рассмотрении заявления Багаутдинова Ф.А. о предоставлении жилого помещения вне очереди не основан на нормах действующего жилищного законодательства и является незаконным.

Разрешая данное дело, суд полагает необходимым отметить следующее. Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ___2009 N 100 утверждено Положение об общественно-жилищной комиссии городского округа «Город Якутск». Общественно-жилищная комиссия городского округа «Город Якутск» является постоянно действующим органом, созданным в целях решения жилищных вопросов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям Комиссии относится рассмотрение вопросов:

- о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- о принятии малоимущих граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- о снятии граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в том числе об исключении граждан из льготных списков очередников;

- восстановление граждан на учет на предоставление жилой площади по договорам социального найма;

- о признании нанимателем жилых помещений муниципального жилищного фонда дееспособного члена семьи первоначального нанимателя по ранее заключенному договору социального найма;

- об изменении договора социального найма согласно Жилищному кодексу Российской Федерации;

- об обмене занимаемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- о принятии на учет граждан, выезжающих за пределы РС(Я);

- иные вопросы, предусмотренные жилищным законодательством.

Вместе с тем, заявление Багаутдинова Ф.А. не было рассмотрено на заседании указанной комиссии, вопрос об отказе в предоставлении жилого помещения, постановке на учет был разрешен единолично руководителем МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск».

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов муниципального самоуправления лежит на органе, принявшем оспариваемое решение или совершившем оспариваемые действия (бездействие). Представителем муниципального органа не представлены доказательства, подтверждающие правомерность отказа в постановке заявителя на учет и предоставлении жилого помещения вне очереди. Ссылку представителя муниципального органа на нахождение в собственности заявителя утраченного в результате пожара жилого помещения и не постановку в очередь на момент утраты жилого помещения суд находит несостоятельной. При рассмотрении заявления Багаутдинова Ф.А. не были установлены юридически значимые фактические обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями.

Учитывая вышеизложенное, суд считает отказ муниципального органа незаконным, препятствующим к осуществлению гражданином его права на рассмотрение заявления муниципальным органом в порядке, установленном действующим законодательством, а также нарушение жилищных прав гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным ответ МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» от ___ 2011 года.

Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице МУ «Департамент жилищных отношений» Городского округа «Город Якутск» рассмотреть заявление Багаутдинова Ф.А. от ___ 2011 года в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха /Якутия/ в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья: п/п Л.В. Удалова