о запрете деятельности по коммерческой перевозке пассажиров и грузов без соответствующей лицензии



Дело № 2-5150-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 27 июля 2011 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Игнатьевой А.Р., при секретаре Поповой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Общественному образовательному учреждению Якутский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) о запрете деятельности по коммерческой перевозке пассажиров и грузов без соответствующей лицензии,

Установил:

Якутский транспортный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООУ Якутский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) о признании незаконной и запрете деятельности по коммерческой перевозке пассажиров и грузов без соответствующей лицензии, указывая на то, что Якутской транспортной прокуратурой совместно с военной прокуратурой Якутского гарнизона и Якутским ЛОВДТ проведена проверка данного образовательного учреждения по осуществлению им коммерческих перевозок воздушным транспортом грузов, в ходе которой установлено, что лицензия на осуществление воздушных перевозок отсутствует.

В судебном заседании прокурор Глушкова Е.В. поддержала исковые требования, просит признать деятельность ответчика по воздушной перевозке пассажиров и грузов незаконной и запретить осуществление данной деятельности до получения соответствующей лицензии.

Представитель ответчика Аксаментов И.Ю., являясь лицом, действующим от имени организации на основании устава Авиаклуба (выписка из ЕГРЮЛ), иск не признал. Свои возражения основывает на том, что Авиаклуб осуществляет авиационные работы для государственной авиации, коммерческие полеты не осуществляет. Груз, перевозимый на воздушных судах Авиаклуба представляет собой необходимые заказы полетов по заявкам заказчика, за перевозку которого плата не взимается.

Исследовав и изучив обстоятельства дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ст. 9 Воздушного кодекса РФ лицензирование деятельности в области авиации осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании.

Согласно п.п.60, 61 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежат лицензированию перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы) и перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы). Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Росавиация, а в области разработки, производства, ремонта и испытаний авиатехники - Минпромторг России.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.09 г. № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» выполняет следующие государственные задачи: патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан; подготовка граждан по военно-учетным специальностям; развитие авиационных и технических видов спорта; участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта; летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ; участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе; подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.

Свидетельством о государственной регистрации общественного объединения от ___.1999 г. подтверждается факт регистрации Общественного образовательного учреждения Якутский авиационно-спортивный клуб РОСТО, а также свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от ___.1995 г. Разрешением ОСТО РОСТО ДОСААФ Якутскому авиационно-спортивному клубу РОСТО ДОСААФ на основании Постановления Правительства РФ от ___.09 г. разрешено использование воздушных судов авиации для выполнения авиационных работ на период до ___ 2010 г. Суд расценивает указанное разрешение как не допустимое доказательство согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ, по причине истечения срока для выполнения авиационных работ ЯАСК РОСТО ДОСАААФ.

В соответствии со ст.62 Воздушного кодекса РФ, коммерческая деятельность в области гражданской авиации осуществляется при наличии лицензии. Таким образом, законодательством предусмотрено наличие лицензии для лиц, осуществляющих авиаперевозки с взиманием платы.

Проверкой прокуратуры установлено, что Авиаклуб в период 2009-2010 г.г. на основе заключенных договоров осуществлял за плату полеты на воздушных судах, перевозя пассажиров и грузы. Указанное подтверждается договорами на выполнение нерегулярных полетов для ЗАО «___» от ___.2009 г., ___.2010 г. для ООО «___» от ___.2010 г., счетами-фактурами от ___.09 г., ___.09 г., ___.09 г., ___.09 г.. ___.09 г., ___.09 г., ___.09 г., ___.09 г., ___.09 г., заданиями на полеты, заявками на полеты от ___.09 г., от ___.09 г., от ___.09 г., от ___.09 г., от ___.09 г., от ___.09 г.,, от ___.09 г., от ___.09 г., платежными поручениями. При этом исходя из договора на выполнение нерегулярных полетов Якутского АСК РОСТО в 2009 г. для ЗАО «___» от ___.09 г. стоимость выполняемых рейсов ___ по себестоимости летного часа составляет ___ руб. ___ коп.

Свидетельством о государственной регистрации государственного воздушного судна , , от ___ 2009 г. подтверждается, что собственником эксплуатантом воздушных судов самолетов ___ (в количестве ___ штук) является ЯАСК РОСТО ДОССАФ.

Доводы ответчика о том, что произведенные полеты не носят регулярный и коммерческий характер, в связи с чем лицензированию не подлежат судом не принимаются в связи с тем, что закон устанавливает обязанность получить лицензию не в связи с регулярностью полетов и коммерческим (то есть имеющим целью извлечение прибыли) характером полетов, а в связи с осуществлением полетов за плату, об этом свидетельствует и развитие законодательства в сфере лицензирования. Основной целью лицензирования того или иного вида деятельности является обеспечение безопасности товаров и услуг. Новая редакция Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.05.2011 г., вступающая в силу по истечении 180 суток со дня обнародования уточняет соответствующие нормы о лицензировании авиаперевозок, введя критерием для обязательного получения лицензии для авиаперевозок грузов и пассажиров субъект услуг - полеты для собственных нужд могут осуществляться без лицензии.

По доводу представителя ответчика о запрете деятельности по коммерческим перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов об ограничении всей деятельности осуществляемой ЯАСК РОСТО ДОСААФ, суд принимает во внимание исследованную деятельность по результатам проверки проведенной Якутским транспортным прокурором.

Судом принимается во внимание признание представителем ответчика факта взимания платы за полеты, исследование направлений расходования полученных за полеты средств не может влиять на принятое судом решение.

При установленных обстоятельствах, исковое заявление Якутского транспортного прокурора к Якутскому авиационно-спортивному клубу РОСТО «ДОСААФ» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Общественного образовательного учреждения Якутский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) по перевозке воздушным транспортом пассажиров, грузов без получения в установленном порядке лицензии.

Запретить Общественному образовательному учреждению Якутский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) деятельность по перевозке воздушным транспортом пассажиров, грузов за плату до получения в установленном порядке лицензии.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 10 дней.

Судья п/п А.И. Игнатьева