Дело № 2-4882/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Якутск 13 июля 2011 года Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Ильиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеева Е.Д, к Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, установил: Евсеев Е.Д. обратился в суд с иском о признании отказа Комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ___, для использования по дачу, незаконным. В обоснование иска указано на то, что КЗО ОА г.Якутска отказало в предоставлении участка в связи с тем, что земельный участок находится на береговой линии водного объекта, охранная зона, которого составляет 50 м. их которых 20 м. составляют береговую полосу общего пользования (ст.6, 65 Водного кодекса РФ), при этом в письме не указывается на каком расстоянии, рассоложен участок, не имеется основывающих документов. Истец полагает данный отказ неправомерным, поскольку согласно ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а так же рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а так же рек и ручьев, протяжность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. Также в исковом заявлении указывается на то, что КЗО незаконно основывается на ст. 65 Водного кодекса РФ, когда как водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В судебном заседании представитель истца по доверенности К. заявление поддержала и суду пояснила, что отказ муниципального органа незаконен, предусмотренных законодательством оснований для отказа не имеется, срок обращения в суд не пропущен, о том, что право истца нарушено он узнал после рассмотрения аналогичного заявления К., просила заявление удовлетворить и обязать предоставить земельный участок для дачного строительства. Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Ч. исковое требование не призвал, суду пояснил, что решение комиссией принимается коллегиально на основании представленных документов, истцом пропущен срок обращения в суд. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что ___ 2010 года истец обратился в Комитет земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ___, для использования под дачу. Письмом № от ___ 2010 года Комитетом земельных отношений Окружной администрации г. Якутска отказано истцу в предоставлении указанного земельного участка, в обоснование отказа указано, что земельный участок находится на береговой линии водного объекта, охранная зона, которого составляет 50 м. их которых 20 м. составляют береговую полосу общего пользования (ст.6,65 Водного кодекса РФ). Статьей 13 ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Частью 3 указанной статьи предусмотрено право граждан в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Согласно ст. 15 ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества). Земельным кодексом РФ предусматривает следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков (например, ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, ограничения прав на землю означают установление законодательных запретов на определенные виды деятельности, когда сужаются (уменьшаются) возможности граждан по хозяйственному использованию (реже распоряжению) земельного участка, что обусловлено необходимостью защиты природы, культурного наследия, а также иными публичными нуждами. В судебном заседании не установлено наличие указанных выше обстоятельств для отказа истцу в предоставлении земельного участка под садоводство и огородничество, доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено. В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. По смыслу вышеприведенной нормы закона земельные участки общего пользования согласно ЗК РФ не подлежат выделению в самостоятельную зону, могут включаться в состав различных территориальных зон. Правовой режим общего пользования земельные участки приобретают не сами по себе. А лишь в силу наличия на них определенных, указанных в законе объектов или элементов инфраструктуры, к которым и должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для любого лица. В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Из смысла статьи 65 Водного кодекса РФ следует, что водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются соответствующими органами по мере необходимости в определенных местах в природоохранных целях. В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Согласно пунктам 3, 4, 5 Правил в отношении морей или их отдельных частей границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. В целях установления границ указанные органы государственной власти обеспечивают: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ___ 2010 года испрашиваемый истцом участок под дачу находится в зоне ___ Зона индивидуальной усадебной жилой застройки, ограничений (красных линий) не имеется, резервирования на государственные и муниципальные нужды не установлено. В соответствии с ответом от ___ 2010 года Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) при осмотре земельного участка по адресу: ___, установлено, что в пределах 50 метров по периметру запрашиваемого участка водных объектов не имеется, в юго-восточной части участка на площади 1х2 метров имеется подрост сосны в количестве 5 штук. В нарушение ст. 56 ГПК РФ суду представителем ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении спорного земельного участка в пределах береговой линии водного объекта, в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также правомерность отказа в предоставлении земельного участка для использования под дачу. Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен определенный ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд, несостоятельны. Поскольку суду представителем ответчика не представлено доказательств направления истцу ответа на заявление в установленные сроки, сведений о дате получения истцом оспариваемого отказа. Суд полагает заслуживающим доводы представителя истца о том, что о нарушении своего права истец узнал после рассмотрения аналогичного дела судом в апреле 2011 года. Учитывая вышеизложенное, суд считает отказ муниципального органа в предоставлении земельного участка Евсееву Е.Д. для использования под дачу незаконным, препятствующим к осуществлению гражданином его права иметь земельный участок в пользовании. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ, суд решил: Признать отказ Комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ___ 2010 года в предоставлении Евсееву Е.Д, земельного участка для использования под дачу незаконным. Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Комитета земельный отношений произвести действия по рассмотрению заявления Евсеева Е.Д, и предоставлению земельного участка по адресу: ___, для садоводства, огородничества и дачного строительства в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде. Судья: п/п Л.В. Удалова