об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-8716-11

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Якутск «01» ноября 2011

Якутский городской суд РС(Я) в составе судьи Ивановой Н.В., при секретаре Егоровой А.Н., с участием представителя органа опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска Шуваловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Якутска в интересах лица, оставшегося без попечения родителей Ненартовича В.А. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Окружной администрации ГО «Город Якутск» о взыскании суммы субвенции на приобретение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Якутска в интересах лица, оставшегося без попечения родителей Ненартовича В.А. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании суммы субвенции на приобретение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение площадью не менее __ кв.м., отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, мотивируя тем, что прокуратурой г. Якутска проведена проверка предоставления ____ и лицам из их числа жилых помещений во внеочередном порядке. В ходе проверки установлено, что Ненартович В.А. состоит на учете в очереди ____ на получение жилой площади с ___2009 г. за . До настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение.

В судебном заседании прокурор Никифорова А.А. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила, просила взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу Окружной администрации ГО «Город Якутск» сумму субвенции на приобретение жилого помещения жилой площадью __ кв.м. в размере ___ руб., обязать Окружную администрацию ГО «Город Якутск» с момента получения субвенции предоставить истцу по договору социального найма отдельное жилое помещение площадью не менее __ кв.м., отвечающего установленным санитарным и техническим нормам.

Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Бурцев А.Д. в судебном заседании с иском не согласился в части требования о предоставлении жилого помещения площадью __ кв.м., указывая, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет __ кв.м.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РС(Я) по доверенности Герасимов А.З. иск не признал, предоставил суду письменное возражение, указывая, что Министерство финансов РС(Я) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, объем субвенций по каждому муниципальному образованию определяется заранее с учетом количества-детей и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах средств, установленных Законом РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год. Взыскание с государственного органа сумму на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда. Обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена законом на органы местного самоуправления.

Представитель органа опеки и попечительства, привлеченного в качестве третьего лица, Шувалова Н.А. в судебном заседании заявленный иск поддержала.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе проверки прокуратурой г. Якутска о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений во внеочередном порядке установлено, что согласно данным МУ «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации ГО «Город Якутск» Ненартович В.А., ___ года рождения состоит на учете в очереди ____ на получение жилой площади с ___.2009 за . До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регулируется Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Непредоставлением истцу жилья органами государственной власти и органами местного самоуправления нарушены его конституционные права на жилье и требования федерального законодательства, в частности ст. 2 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст.ст. 5, 8 вышеуказанного федерального закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей данной категории является расходным обязательством субъектов РФ.

Ст. 85 Бюджетного Кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом РС(Я) от 16.12.2009 770-З № 459 –VI «О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ч.5 ст. 6 Закона РС(Я) от 31.03.2005 г. № 225-З № 547-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда РС(Я), предоставляемыми органами исполнительной власти РС(Я), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Согласно ч.5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к вопросам местного значения.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.

В силу ч.3 ст. 20 вышеуказанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Финансовые средства, необходимые для реализации данной жилищной гарантии предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ в виде субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субъекты РФ в свою очередь предусматривают в своих бюджетах финансовые средства в форме субвенций для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Положения «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. № 397, детям-сиротам предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.1.5 Положения при отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203.

В подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РС(Я) от 16.02.2011 года № 493, обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено посредством выделения финансовых средств из бюджета РС(Я) в виде субвенций муниципальным образованиям республики на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам, а также за счет выделяемых федеральных субвенций на обеспечение жильем данной категории граждан.

В указанной подпрограмме прогнозируется в определенном объеме финансирование обеспечения жильем детей-сирот в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, в том числе из федерального бюджета и из бюджета РС(Я).

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ.

Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. Действующее законодательство РФ не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями, следовательно, изменение размеров межбюджетных трансфертов по требованиям физических лиц не производятся.

В силу положений п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Постановления Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. № 397 «О порядке предоставлений субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я).

В соответствии с п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма.

В соответствии с ч.6 ст. 1 Закона РС(Я) от 30.05.2006 г. 348-З № 711-111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди, жилой площадью не ниже установленных законодательством РС(Я) социальных норм.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2008 г., утвержденного постановлением Президиума Верховного суда РФ от 04.03.2009 г. и 25.03.2009 г., часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени их включения в список, порядка очередности лиц равной категории.

Социальные нормы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей законами РС(Я) не определены. Сходные отношения регулируются ч.3 ст. 10 Закона РС(Я) от 13.07.2006 г. «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС(Я) по договорам социального найма», согласно которому норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере __ кв.м.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Якутска в интересах лица, оставшегося без попечения родителей Ненартовича В.А. о взыскании субвенции с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Окружной администрации города Якутска отказать.

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Ненартовичу В.А. жилое помещение общей площадью не менее __ кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 10 дней.

Судья п/п Н.В. Иванова