Дело № 2-9063-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Оконешниковой М.М., при секретаре Мекумяновой З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бугаевой В.И. к Комитету земельных отношений Окружной Администрации города Якутска о признании незаконным отказ в приватизации земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Бугаева В.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа КЗО Окружной Администрации г.Якутска в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации, считая его незаконным. Своё требование обосновала тем, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ___. Ответчик отказал в передаче в собственность земельного участка, на котором расположен дом, мотивируя тем, что земельный участок по указанному адресу попадает в зону границы территории общего пользования. В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, просит признать отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязать КЗО Окружной Администрации города Якутска предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ___ в соответствии с действующим законодательством, указывая, что неправомерный отказ нарушает и ограничивает права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ о предоставлении права гражданину на приобретение земельного участка в собственность, поскольку в оспариваемом отказе не содержится указаний на соблюдение требований законодательства, отсутствует ссылка на нормативный акт органа местного самоуправления о резервировании спорного земельного участка, принятый в соответствии с определенным Правительством РФ порядком для резервирования земель. Представитель Окружной Администрации Якутска в суде с заявленным иском не согласилась, просит отказать. Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворения заявления Бугаевой В.И. на основании следующего. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № от ___.2011 г. Бугаевой В.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ___. Указанное строение расположено на земельном участке площадью ___ кв.м. с кадастровым номером №, ранее предоставленного заявителю на праве аренды распоряжением от ___ 2006 г. ___.2011 года Бугаева В.И. обратилась в Комитет земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ___, используемого под индивидуальный жилой дом, в собственность в порядке приватизации, на которое Комитет земельных отношений ___.2011 года исх. № сообщил об отказе, мотивируя тем, что часть земельного участка, испрашиваемого в собственность, подпадает в зону границ территории общего пользования. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством: Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. В силу п. 3 ст. 28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду ее допускается, за исключением случаев предусмотренных законом, а именно: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. То есть, п. 8 вышеприведенной нормы закона предусматривается, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. При этом ст. 70.1 Земельного кодекса РФ предусматривается, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам им юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных объектов. Пункт 3 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ определяет, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Согласно п.4 этой же статьи порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. В оспариваемом отказе Комитета по земельным отношениям не содержится указание на соблюдение вышеперечисленных требований законодательства, отсутствует ссылка на какой-либо нормативный акт органа местного самоуправления о резервировании спорного земельного участка, принятый в соответствии с определенным Правительством РФ порядком для резервирования земель. Более того, со слов заявителя усматривается, что часть участка, подпадающая под территорию общего пользования (красная линия), фактически таковой не является, используется под жилой дом, ранее уже предоставлялась заявителю на праве аренды. По правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что со стороны Комитета земельных отношений Окружной Администрации города Якутска в нарушение статьи 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, подтверждающих, что резервирование земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю строение, произведено с соблюдением норм действующего законодательства. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что отказ КЗО Окружной Администрации Якутска в приватизации земельного участка, мотивированный резервированием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, является неправомерным и необоснованным. При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требований Бугаевой В.И. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: заявление Бугаевой В.И. удовлетворить. Признать незаконным отказ Комитета земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска в предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в ___. Обязать Комитет земельных отношений Окружной Администрации города Якутска произвести действия по предоставлению Бугаевой В.И. в собственность земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в ___, в соответствии с действующим законодательством. Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке, в течение 10 дней. Председательствующая: М. М.Оконешникова 1