Дело № 2-8754/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Якутск 11 ноября 2011 года Якутский городской суд РС(Я) в составе судьи Удаловой Л.В., единолично, при секретаре Ильиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Якутска в интересах Горбаневой Н.С. к Министерству финансов РС(Я), Окружной Администрации города Якутска о взыскании суммы субвенции на приобретение жилого помещения, предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор города Якутска обратился в интересах Горбаневой Н.С. с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что Горбанева Н.С. является сиротой, жилого помещения не имеет, на учете в очереди детей-сирот стоит с ____ 2009 года №, до настоящего времени жилье не предоставлено, имеет право на внеочередное получение жилой площади не ниже установленных социальных норм. В исковом заявлении указано на то, что на ____ 2011 года в очереди на получение жилья в МУ «Департамент жилищных отношений» состоят ____ лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 2010 год ГО «Город Якутск» выделено ____ рублей на обеспечение жильем лиц данной категории. Согласно извещению о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (квартир) в благоустроенном многоквартирном жилом доме для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа общая площадь приобретаемых жилых помещений составляет не менее ____ кв.м., общая площадь приобретаемых квартир не менее ____ кв.м., не более ____ кв.м. и инженерное обеспечение. Начальная (максимальная) цена контракта - ____ рублей. Указывают на то, что органом государственной власти PC(Я) не в полном объеме профинансированы переданные ГО «Город Якутск» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам из их числа. Просят взыскать с Казны PC(Я) в лице Министерства финансов PC(Я) в пользу Окружной администрации города Якутска сумму субвенцию на приобретение жилого помещения жилой площадью ____ кв.м. в размере ____ рублей, обязать Окружную администрацию ГО «Город Якутск» с момента получения субвенции предоставить истцу по договору социального найма отдельное жилое помещение площадью не менее ____ кв.м., отвечающего установленным санитарным и техническим нормам. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Якутска требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель Министерства финансов РС(Я) по доверенности Герасимов А.З. с иском не согласился, поддержал представленный суду отзыв на исковое заявление, указывая, что Министерство финансов РС(Я) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, объем субвенций по каждому муниципальному образованию определяется заранее с учетом количества-детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, установленных Законом РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год. Взыскание с государственного органа суммы на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда. Обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена законом на органы местного самоуправления. Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Егоров А.М. с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Представитель отдела опеки и попечительства Управления образования ГО «Город Якутск» Шувалова Н.А. в судебном заседании заявленный иск поддержала. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Горбанева Н.С., ____ года рождения, на жилищном учете в Управлении муниципального жилья городского округа «Якутск» состоит с ____ 2009 года под порядковым номером №, жилое помещение за ней не закреплено, не предоставлено, что подтверждается ответом МУ «Департамент жилищных отношений». В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающей дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии для данной категории граждан устанавливаются законодательством субъектов РФ. В соответствии с положениями Закона РС(Я) от 01 марта 2005 года 225-З № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» в случае не сохранения ранее занимаемого жилого помещения, обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 указанного закона в отношении несовершеннолетних, направленных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение органа местного самоуправления о праве на жилое помещение выносится по месту жительства несовершеннолетнего на момент его выявления и первичного устройства в такое учреждение. Предоставление жилых помещений вне очереди в силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В случае не выполнения органом местного самоуправления обязанности по своевременному выделению жилой площади, законом установлен способ защиты нарушенных прав путем обращения в суд с требованием о выделении жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Якутска являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части обязания в предоставлении муниципальным органом истцу жилого помещения. В соответствии с ч.3 ст. 10 Закона РС(Я) от 13.07.2006 368-З N 751-III «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма» подлежит предоставлению жилое помещение площадью не менее ____ кв.м. Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом РС(Я) от 16.12.2009 770-З № 459 –VI «О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления. Частью 5 ст. 6 Закона РС(Я) от 31.03.2005 г. №225-З № 547-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в момент наступления права на жилую площадь указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда РС(Я), предоставляемыми органами исполнительной власти РС(Я), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма. Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. В силу ч.3 ст. 20 вышеуказанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансовые средства, необходимые для реализации данной жилищной гарантии предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ в виде субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субъекты РФ в свою очередь предусматривают в своих бюджетах финансовые средства в форме субвенций для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот. В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Положения О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. № 397, детям-сиротам предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.1.5 Положения при отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203. В подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РС(Я) от 16.02.2011 года №493, обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено посредством выделения финансовых средств из бюджета РС(Я) в виде субвенций муниципальным образованиям республики на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам, а также за счет выделяемых федеральных субвенций на обеспечение жильем данной категории граждан. В указанной подпрограмме прогнозируется в определенном объеме финансирование обеспечения жильем детей-сирот в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, в том числе из федерального бюджета и из бюджета РС(Я). Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям. Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст.152 Бюджетного Кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. Действующее законодательство РФ не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями, следовательно, изменение размеров межбюджетных трансфертов по требованиям физических лиц не производится. Поэтому в части взыскания с Казны PC(Я) в пользу органа муниципальной власти субвенции на приобретение жилого помещения требования необоснованны и удовлетворению не подлежат. В силу положений п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Постановления Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. №397 «О порядке предоставлений субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я). В соответствии с п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма. При таких обстоятельствах, заявленные прокурором города Якутска требования в интересах истца подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Окружную администрацию Городского округа «Якутск» предоставить Горбаневой Н.С. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Якутска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Якутска по договору социального найма общей площадью не менее ____ кв.м. В остальной части иска отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РС (Я) в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде. Судья: Л.В. Удалова