Дело № 2-8267/11 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Якутск 03 ноября 2011 года Якутский городской суд РС (Я) в составе судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Кочневой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева М.М. об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления, установил: Васильев М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления. В обоснование заявления указано на то, что ___ 2011 года его представитель Мекумянов В.П. обратился к директору МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» Александровой А.Н. с предложением привести должностную инструкцию ___ от ___ 2009 года в соответствие с нормами действующего законодательства и восстановить Васильева М.М. на работе, поскольку был уволен именно в связи с этой должностной инструкцией. Директор МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» Александрова А.Н., ответив ___ 2011 года, отказалась обсуждать эту проблему, сославшись на то, что был суд и вопрос не может быть рассмотрен повторно. Заявитель указывает на то, что соответствие или несоответствие должностной инструкции от 2009 года нормам действующего законодательства не было предметом судебного разбирательства. Также в заявлении указано на то, что в должностной инструкции от 2009 года, в 1.2 содержится положение о том, что на должность ___ назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в сфере регистрационного учета не менее 10 лет, что, по мнению заявителя, является нормой, предъявляемой гражданину при приеме на работу, и не относится к исполнению должностных обязанностей, поскольку должностная инструкция может быть применена лишь к уже принятому сотруднику, указанный пункт является нарушением норм действующего законодательства, поскольку в компетенцию директора муниципального учреждения не входит устанавливать нормы, касающиеся трудовых и иных отношений, что является прерогативой законодательных, представительных и государственных органов. Просил признать отказ директора МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» в рассмотрении вопроса соответствия или несоответствия должностной инструкцию ___ неправомерным, признать должностную инструкцию ___ 2009 года недействительной. В судебном заседании заявитель Васильев М.М., его представитель Мекумянов В.П. просили заявление удовлетворить, суду пояснили, что фактически соответствие инструкции действующему законодательству не было рассмотрено, отношения перешли из трудовых в публично-правовые. Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Задорожная Е.А. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что отношения носят трудовой характер, вопрос о должностной инструкции был предметом судебного разбирательства, просила в удовлетворении заявления отказать. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что заявитель Васильев М.М. ранее работал ___, уволен по сокращению штата и реорганизации в ___ 2009 года, заявителя не приняли на работу в реорганизованную организацию из-за того, что в утвержденной ___ 2009 года должностной инструкции установлено требование для ___ о наличии стажа работы в сфере регистрации граждан не менее 10 лет. Решением Якутского городского суда от 01 февраля 2011 года Васильеву М.М. в удовлетворении иска о признании недействительной должностной инструкции было отказано, решение суда вступило в законную силу. ___ 2011 года представитель истца по доверенности Мекумянов В.П. обратился с заявлением к директору МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» о приведении пункта должностной инструкции ___ в соответствии с действующим законодательством и восстановлении Васильева М.М. в должности, поскольку он был уволен с работы ввиду несоответствия требованиям должностной инструкции. На вышеуказанное обращение ___ 2011 года директором МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» дан ответ о том, что трудовой спор между Васильевым М.М. и МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» был рассмотрен судом, спор разрешен и не может быть повторно предметом рассмотрения. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно положениям статей 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальными служащими являются граждане, осуществляющие на постоянной основе на основании контракта профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы, которые установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, и получающие денежное содержание за счет средств местного бюджета. Между тем, требование заявителя об оспаривании действия директора МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск», выразившегося в ответе на его обращение о пересмотре должностной инструкции и восстановлении на работе не носит публично-правовой характер и не может быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При рассмотрении дела судом не установлено указанных выше оснований для признания действия директора МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск», выразившегося в ответе на обращение представителя заявителя о пересмотре должностной инструкции и восстановлении Васильева М.М. на работе незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку в ответе дано разъяснение о том, что трудовой спор уже был рассмотрен и не подлежит повторному рассмотрению, что соответствует действительности, решением Якутского городского суда от 01 февраля 2011 года Васильеву М.М. в удовлетворении иска о признании недействительной должностной инструкции было отказано, решение суда вступило в законную силу. В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Суд рассматривает действие указанных в ч. 1 ст. 258 ГПК РФ лиц с точки зрения соответствия совершенного и оспариваемого действия закону. При этом действие рассматривается и оценивается судом в том объеме, в котором оно было осуществлено соответствующим органом (должностным лицом). Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Трудовой договор является основным юридическим документом, регулирующим трудовые отношения между работодателем и работником. Правила заключения и содержание трудового договора регламентированы гл. 10 и 11 Трудового кодекса РФ. Положение ст. 57 Трудового кодекса РФ устанавливает основные требования к содержанию трудового договора с конкретным работником. В содержании трудового договора предусмотрен ряд положений, в том числе права и обязанности работника, должностная инструкция - это часть текста трудового договора, в которой изложены должностные обязанности конкретного работника В связи с этим суд приходит к выводу о том, что ответ директора МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» на обращение представителя заявителя не может рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя или препятствие к осуществлению его прав и свобод в том смысле, который придается законодателем при рассмотрении заявлений граждан в рамках главы 25 ГПК РФ. При таких обстоятельствах, суд не усматривает незаконных действий со стороны директора МУ «Департамент жилищных отношений ГО «Город Якутск» и не находит оснований для удовлетворения заявления Васильева М.М. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Васильева М.М. об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Судья: Л.В. Удалова