о принятии мер по ликвидации несанкционированного места складирования отходов



Дело №2-5119/2012

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

Именем Российской Федерации

г. Якутск 08 июня 2012 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., при секретаре Табунановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якутского природоохранного прокурора к Окружной администрации города Якутска об обязании принять меры по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов и последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель,

установил:

Якутский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование иска указано на то, что ____ 2011 года Управлением Россельхознадзора по РС(Я) проведена проверка в отношении МКУ «___» ГО «Город Якутск», в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером в кадастровом квартале (на территории ____) на землях сельскохозяйственного назначения находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью ___ га. Ранее указанный участок распоряжением администрации ___ от ____ 1999 года передан во временное пользование сроком на ___ лет МУП ЖКХ ___ под свалку мусора. Иных правоустанавливающих документов на участок не имеется. По результатам проверки ____ 2011 года МУ «___» ГО «Город Якутск» контролирующим органом выдано предписание об устранении нарушений законодательства в срок до ____ 2011 года. ____ 2011 года Управлением Россельхознадзора по РС(Я) проведена проверка исполнения предписания, по результатам которой установлено невыполнение в установленный срок предписания контролирующего органа. ____ 2011 года Якутской природоохранной прокуратурой по обращению Управления Россельхознадзора по РС(Я) в адрес и.о. главы ГО «Город Якутск» Н. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Во исполнение представления МКУ «___» в Окружную администрация г. Якутска направлена информация об оказании содействия в финансировании мероприятий по ликвидации несанкционированного места складирования отходов. ____ 2012 года Управлением Россельхознадзора по РС(Я) по требованию Якутской природоохранной прокуратуры проведена проверка в отношении МКУ «___» ГО «Город Якутск», в ходе которой установлено, что по настоящее время нарушения не устранены, несанкционированная свалка не ликвидирована. Просит обязать Окружную администрацию г. Якутска принять меры по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов и последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель на вышеуказанном земельном участке.

В судебном заседании старший помощник Якутского природоохранного прокурора Ким Г.Г. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, просила заявление удовлетворить.

Представители Окружной администрации города Якутска, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, причину неявки суду не сообщили, не просили об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства. При этом от ответчика в суд поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Окружная администрация г. Якутска не согласна с исковыми требованиями. Считают, что Окружная администрация г. Якутска является ненадлежащим ответчиком. Исходя из материалов дела, в частности, уведомления Управления Росреестра по РС(Я) от ____ 2011 года следует, что вышеуказанный земельный участок по видам публичной собственности не разграничен, в пользование конкретным лицам не отведен. Действующим законодательством установлена презумпция, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу будет являться Российская Федерация, в лице территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РС(Я) и (или) Республика Саха (Якутия), в лице Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я), как собственники вышеуказанного земельного участка. Кроме того, распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности, земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории ГО «Город Якутск» осуществляется органами исполнительной власти РС(Я). Земельный участок предположительно расположен в водоохраной зоне водного объекта, в пределах которой водоохранные мероприятия осуществляют субъекты РФ, в том числе РС(Я), через уполномоченные органы исполнительной власти. Действующим законодательством установлена презумпция, согласно которой все водные объекты, за исключением случаев ч. 2 ст. 8 ВК РФ, находятся в собственности РФ. Органы местного самоуправления не обеспечены реальными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования, не вправе привлекать виновных лиц к административной или иной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и другие административные правонарушения, а также устанавливать правовые нормы, содержание санкции за их неисполнение. Следовательно органы местного самоуправления не обеспечены реальной возможностью регулирования организации обращения с отходами на территории муниципального образования.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по РС(Я) Ефимова Н.Е. исковые требования поддержала, пояснила, что участок несанкционированного размещения отходов представляет угрозу для окружающей среды, так как не исключено попадание токсичных элементов в грунтовые воды, а также естественным водотоком загрязнять реку, на берегу которой он расположен, не исключается также подтопление и размыв паводковыми водами. На участке периодически с 1999 года плодородный слой почвы снимался и перемещался, что ведет к снижению плодородия. Также в нарушенном участке в течение ___ лет размещались производственные и бытовые отходы, что ведет к накоплению в почве различных токсичных элементов. Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, захламление ТБО, следствием невыполнения мероприятий по рекультивации земель. Нарушенный участок земли из земель сельскохозяйственного назначения подлежит не только очистке от загрязнения, но и рекультивации, восстановлению и приведению в состояние пригодное для использования по целевому назначению.

Суд, заслушав представителей истца и третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что с левой стороны при въезде в ____ имеется несанкционированное размещение твердых производственных и бытовых отходов площадью ___ кв.м. Производственные и бытовые отходы размещены на участке с кадастровым номером в кадастровом квартале на землях сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1995 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1995 г. «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 28 Федерального закона от 24.06.1995 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.

Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ установлен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1). Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (пункт 3.2).

Создание несанкционированной свалки, ненадлежащая организация регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории города, не исполнение полномочий по установлению порядка сбора отходов на территории муниципального образования, как элемента организации деятельности в области обращения с отходами, отсутствие должного контроля со стороны органа местного самоуправления подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в силу ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) от ____ 2012 года вышеуказанный земельный участок не является объектом учета реестра государственного имущества РС(Я). Согласно уведомлению Управления Росреестра по РС(Я) от ____ 2011 года в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о собственниках указанного земельного участка. В соответствии с письмом Муниципального учреждения «___» ГО «Город Якутск» от ____ 2011 года с ____ 1999 года по ____ 2004 года на основании договора правообладателем являлось МУП «ЖКХ ___». Из акта проверки от ____ 2012 года следует, что распоряжением главы администрации ___ от ____ 1999 года земельный участок был передан во временное пользование сроком на ___ лет МУП ЖКХ ___ под свалку мусора.

Согласно ч. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Поэтому доводы ответчика о том, что Окружная администрация г.Якутска является ненадлежащим ответчиком в силу того, что земля является государственной собственностью, несостоятельны, отнесение спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение обязанности по установлению порядка сбора отходов на территории муниципального образования.

Доводы ответчика со ссылками на статьи Водного кодекса РФ не относимы к предмету разбирательства. В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В данном случае требование заявлено об обязании принять меры по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов и последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель и к водным объектам отношения не имеет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать Окружную администрацию города Якутска принять меры по организации ликвидации несанкционированного места складирования отходов и последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, по адресу: ____ (на земельном участке с кадастровым номером в кадастровом квартале ).

Ответчик вправе подать в Якутский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Л.В. Удалова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200