об административном правонарушении



Дело № 12 -1777/2011

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 19 декабря 2011 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Кочкиной А.А.,

при секретаре Кочневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Масловой Я.Я. в интересах Заболева Ю.В. на постановление руководителя Якутского комитета охраны природы ОУГЭК Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Окружной администрации г. Якутска Заболева Ю.В.,

установил:

____ 2011 года в ходе рассмотрения актов внеплановых выездных проверок водоемов, находящихся на территории городского округа «Город Якутск», руководителем ОУГЭК ЯКОП Минприроды РС(Я) в отношении Главы Окружной администрации города Якутска Заболева Ю.В., как должностного лица, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение выразилось в том, что в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 11 и 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Глава Окружной администрации города Якутска не выполнил обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора и вывоза отходов с территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос городских водоемов.

Постановлением руководителем ОУГЭК ЯКОП Минприроды РС(Я) от ____ 2011 года Заболев Ю.В. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20.000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Заболева Ю.В. по доверенности Маслова Я.Я. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления ОУГЭК ЯКОП Минприроды РС(Я) от ____ 2011 года ввиду существенных нарушений административным органом порядка привлечения к административной ответственности. Указывает, что руководителем ОУГЭК ЯКОП Минприроды PC (Я) проверка проведена без наличия оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно без согласования распоряжения о проведении проверки с прокурором. Оспаривает квалификацию действий Заболева Ю.В. по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом полагает, что не проведение мероприятий по сбору отходов не составляет объективную сторону события указанного правонарушения, поскольку не является нарушением экологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а относится к нарушениям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того ссылается на отсутствие полномочий у Министерства охраны природы РС(Я) по рассмотрению дел об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности, Якименко Ж.В., поддержала доводы жалобы в полном объеме и пояснила, что за те же нарушения привлечена к административной ответственности Окружная администрация города Якутска. Просит постановление от ____ 2011 года отменить, а производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, выслушав представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, М., возражавшей против доводов жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 13 того же закона устанавливает требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, в соответствии с которыми территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные нормы содержит и пункт 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Якутского комитета охраны природы ОУГЭК Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) на основании распоряжения руководителя от ____ 2011 года проведена внеплановая проверка ранее выданного от ____ 2010 года в адрес ОА г. Якутска и Главы администрации предписания о выполнении функций по организации вывоза бытовых отходов с границ водоемов г. Якутска, срок исполнения которого истек ____ года.

Согласно п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки. При этом, указанным законом не предусмотрено обязательное согласование проведения такой проверки и прокурором.

В ходе проведенной ЯКОП проверки был выявлен факт захламления твердыми бытовыми отходами территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос 29-ти городских водоемов.

По данному нарушению должностное лицо – Глава Окружной администрации города Якутска Заболев Ю.В и юридическое лицо привлечены к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ____ 2011 года, распоряжением о проведении проверки, уведомлением о проведении проверки, актами проверки от ____ и ____ 2011 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Заболев Ю.В., являясь Главой городского округа, и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по организации соблюдения экологических требований на территории городского округа. Бездействие Главы Окружной администрации г. Якутска по организации вывоза бытовых отходов подтверждается предписанием, актами проверки. Сторона защиты не смогла пояснить в судебном заседании, как и когда Главой администрации выполнялись публичные функции (должностные обязанности) в сфере организации сбора бытовых отходов с границ водоохранных зон, какие были изданы распоряжения, заключены договоры в целях исполнения этих функций.

При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях Заболева Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.

Признавая постановление ОУГЭК ЯКОП Минприроды РС(Я) законным суд учитывает, что территориальные подразделения Министерства охраны природы Российской Федерации входят в перечень органов, осуществляющих экологический контроль и в соответствии со статьей 23.29 Кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, что подтверждается постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)", а также п. 3.4.3 Положения о Министерстве охраны природы РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) № 78 от 28 февраля 2009 года.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем, оснований для отмены постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление руководителя Якутского комитета охраны природы ОУГЭК Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от ____ 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Заболева Ю.В. оставить без изменения, а жалобу представителя - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.

Судья п/п А.А.Кочкина