Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1366/10
«24»августа 2010 года гор. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Винниковой Н.И.
при секретаре судебного заседания Буниной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по заявлению Главы города Изобильного Веревкин П.В. об оспаривании действий должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Глава города Изобильного Веревкин П.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать не законными действия начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., выразившееся в не рассматривании ходатайства, непринятии мер по получению объяснения от Сиротенко И.А., составлении в отношении его административного протокола без проведения полной и объективной проверки, а также составлении протокола в отсутствие его и его представителя, указывая на то, что Дата обезличена года в отношении его начальником отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, в соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было возбуждено административное производство по признакам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, по факту нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».
В ходе административного расследования было установлено, что Дата обезличена года, при проведении открытого конкурса Номер обезличенОК/10 на право заключения муниципального контракта с администрацией города Изобильного на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих администрации города Изобильного, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет, при размещении информации о размещении заказов www.izobilniy.stavkray.ru не размещен проект муниципального контракта на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности.
На официальном сайте Ставропольского края для размещения информации о размещении заказов www.torgi.stavkray.ru не размещено извещение о проведении данного конкурса.
В указанный период должность ведущего специалиста по закупкам для муниципальных нужд администрации города Изобильного занимала Сиротенко И.А. Данная должность относится к группе ведущих муниципальных должностей муниципальной службы Ставропольского края. В соответствии с должностными инструкциями на Сиротенко И.А. были возложены обязанности по организации размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в соответствии с требованиями Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, разрабатывать конкурсную документацию и контролировать ее размещение на официальных сайтах.
За счет администрации города Изобильного в период с 8 июня по
Дата обезличена года она прошла курсы повышения квалификации в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» по программе «Управление государственными и муниципальными заказами». Для обеспечения работы на официальном сайте г.Изобильного администрацией был заключен договор с гражданином Денежным.
Примерно в апреле 2010 года администрацией района в г.Изобильный ей был передан логин пароль для доступа на официальный сайт Ставропольского края для размещения заказов. Она им пользовалась, что подтвердилось в ходе проверки.
Им, как главой администрации города Изобильного, были созданы все условия для исполнения служебных обязанностей Сиротенко И.А. по размещению заказов. Им же утверждался пакет документов по объявлению данного конкурса. На момент утверждения проект контракта был на бумажном носителе. В связи с тем, что им была утверждена конкурсная документация с техническими ошибками, на него был составлен административный протокол и постановлением от Дата обезличена года наложен штраф. Что же касается размещения извещений на официальных сайтах, то считает, вина за допущенные нарушения полностью лежит на Сиротенко И.А. Однако, Дата обезличена года он был приглашен начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. для составления административного протокола за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.53 ГПК РФ его интересы, по доверенности представлял заместитель главы города Изобильного Пермяков С.Г., который ознакомившись с материалами административного расследования, заявил начальнику отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., проводившей административное расследование, устное ходатайство о продлении срока расследования, чтобы установить и опросить по данному факту Сиротенко И.А., которая как должностное лицо муниципального заказчика, допустившее нарушение и должна привлекаться к административной ответственности. Смолянко Г.В. согласилась с данным ходатайством и попросила прислать по факсу также письменное ходатайство.
Дата обезличена года такое ходатайство было передано по факсу 88652566506, однако до настоящего времени не рассмотрено.
Дата обезличена года в администрацию города Изобильного по почте поступила копия административного протокола, составленного в отношении его за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, составленного Дата обезличена года начальником отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. в котором отсутствуют пояснения, данные Пермяков С.Г., а также заявленное им после ознакомления с материалами административного дела ходатайство и вообще не упоминается о его присутствии в этот день в комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
В связи, с чем считает, что начальником отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. при проведении административного расследования нарушены требования п.3 ст.28.2 КоАП РФ, согласно которой протокол об административном правонарушении может быть составлен на физическое лицо в его отсутствии в случае неявки его или его законного представителя. Полагает, что вследствие неправомерных действий начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. он незаконно привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена0 года Пермяков С.Г., заявление главы города Изобильного Веревкина П.В. поддержал и суду пояснил, что согласно извещению комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию о составлении в отношении главы города Изобильного Веревкина П.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, он на основании доверенности, выданной главой города Изобильного Веревкиным П.В., Дата обезличена года прибыл в комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Ознакомился с материалами дела об административном правонарушении в отношении главы города Изобильного Веревкина П.В. и заявил ходатайство о неполноте проведенного расследования и необходимости продления его сроков и получения объяснений от Сиротенко И.А.
Дата обезличена года им было написано письменное ходатайство такого же содержания и направлено по почте и факсимильной связью. В связи с тем, что Дата обезличена года факс, номер которого был изначально 94-07-27 не работал, ходатайство было передано на номер 56-65-06, который сообщили в комитете, но уже Дата обезличена года. Начальнику отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. об этом было известно. Считает, что ходатайство о продлении административного расследования было подано в установленный законом срок. Ранее оно не могло быть подано, так как Смолянко Г.В. назначила составление протокола на последний день расследования, умышленно, создав препятствия в реализации права на защиту. Начальник отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. является должностным лицом, у нее в производстве находился административный материал и в соответствии с ст.24.4 КоАП РФ. Начальник отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. в возражениях на заявление главы города Изобильного Веревкина П.В. об оспаривании действий должностного лица признает факт присутствия Дата обезличена года представителя главы города Изобильного Веревкина П.В. Однако протокол об административном правонарушении от Дата обезличена года в отношении главы города Изобильного Веревкина П.В. составлен в его отсутствие и в отсутствие его представителя.
Считает, что выводы начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. о том, что специалист по закупкам для муниципальных нужд администрации города Изобильного Сиротенко И.А. не является должностным лицом, ошибочны. Сиротенко И.А., согласно должностной инструкции, организует размещение заказов для муниципальных нужд, следовательно, при выполнении данной работы наделяется организационно-распорядительными функциями, а именно: может потребовать от сотрудников администрации предоставления определенной информации, выполнение определенных действий, в том числе составление проекта контракта и т.д.
Согласно Устава города Изобильного глава города Изобильного возглавляет администрацию города на принципах единоначалия и несет ответственность в случае совершения им нарушения федеральных законов. В данном случае нарушение закона допущено другим должностным лицом администрации города Изобильного и соответственно оно должно нести ответственность. Считает, что составление административного протокола в отношении главы города Изобильного Веревкина П.В. противоречит ст.26.1 КРФоАП, требующей устанавливать виновность лица в совершении административного правонарушения.
Утверждение начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., что неразмещение информации на сайте Ставропольского края не обеспечило исполнение статьи 8 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.1 Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно, не обеспечило единства экономического пространства, ограничило возможности участия физических и юридических лиц в размещении муниципального заказа, не соответствует действительности.
Общие правила информационного обеспечения размещения заказов определены ст.16 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которой местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказа, а также официальный сайт в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказа. В случае отсутствия у муниципального образования официального сайта, муниципальный заказчик размещает информацию о размещении заказа на официальном сайте субъекта РФ. Это правило действует при проведении запроса котировок, аукционов и при этом не ограничивает единство экономического пространства. При проведении открытых конкурсов в соответствии с ч.2 ст.20 Закона № 94-ФЗ информация размещается также на сайте субъекта РФ, в границах которого расположено муниципальное образование. В связи с чем, просит удовлетворить заявление главы города Изобильного Веревкина П.В. о признании действий начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., выразившееся в нерассматривании ходатайства, непринятии мер по получению объяснения от Сиротенко И.А., составлении в отношении него административного протокола без проведения полной и объективной проверки, а также составлении протокола в отсутствие его и его представителя - незаконными.
В судебное заседание Смолянко Г.В. - начальник отдела контроля за закупками для государственных комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, будучи надлежаще извещенной, о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В возражениях на заявление главы города Изобильного Веревкина П.В. об оспаривании действий должностного лица указывает на то, что комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края.
Дата обезличена года в комитет поступило обращение администрации города Изобильного о согласовании возможности заключения муниципального контракта с ООО «Росгосстрах» на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих администрации г.Изобильного. В результате рассмотрения указанного обращения выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов и должностным лицом комитета, уполномоченным в соответствии с приказом комитета от Дата обезличена года Номер обезличено/д составлять протоколы об административных правонарушениях, принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ.
Проведенным административным расследованием установлено, что администрацией города Изобильного Дата обезличена года на официальном сайте г.Изобильного размещено извещение о проведении открытого конкурса Номер обезличенОК/10. Однако, в нарушение ч.2 ст.21 Закона данное извещение не размещено на официальном сайте Ставропольского края в сети «Интернет». Администрацией города Изобильного в лице главы города Изобильного Веревкина П.В. на официальном сайте г.Изобильного не размещен проект муниципального контракта на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Неразмещение на официальном сайте в сети «Интернет» проекта муниципального контракта создает предпосылки для возможного противоправного изменения его условий.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъектом правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, является должностное лицо муниципального заказчика.
Как следует из должностной инструкции, ведущий специалист по закупкам для муниципальных нужд администрации города Изобильного Сиротенко И.А.. не является должностным лицом, не выполняет организационно распорядительные функции или административно-хозяйственные функции. Должностная инструкция закрепляет лишь объем трудовых обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет дисциплинарную ответственность.
В соответствии с Уставом города Изобильного глава города Изобильного является высшим должностным лицом города Изобильного на принципах единоначалия, несет ответственность в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Не тразмещение информации на сайте Ставропольского края не обеспечило исполнение статьи 8 Конституции РФ, ч.1 ст.1 Закона, а именно не обеспечило единства экономического пространства, закрепленного Конституцией РФ, ограничило возможность участия физических и юридических лиц в размещении муниципального заказа.
В результате административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденному Дата обезличена года в отношении должностного лица муниципального заказчика - главы города Изобильного Веревкина П.В., составлен протокол об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена0 года. Протокол составлен в отсутствие Веревкина П.В. в соответствии с ч.4.1 ст.28.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в установленные сроки, Веревкин П.В. надлежащим образом извещен, копия протокола от Дата обезличенаг. Номер обезличен направлена Веревкину П.В. почтой заказным письмом с уведомлением о вручении в установленный срок. Считает, доводы Веревкина П.В. о нарушении в отношении него положений ст.24.4.,26.1, 28.2 КоАП РФ не соответствуют действительным обстоятельствам. Заявление Веревкина П.В. об оспаривании действий должностного лица необоснованно.
Суд, выслушав представителя заявителя по доверенности Пермякова С.Г., исследовав письменные доказательства дела, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения, действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд.
Как установлено в судебном заседании, Дата обезличена года начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. по окончании административного расследования составлен протокол Номер обезличен об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - главы города Изобильного Изобильненского района Ставропольского края Веревкина П.В.
Согласно указанному протоколу должностным лицом муниципального заказчика - главой администрации города Изобильного Веревкиным П.В. Дата обезличена года не размещена на официальном сайте в сети «Интернет» информация о размещении заказов, подлежащая в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению. На официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края www.torgi.stavkray.ru не размещено извещение о проведении открытого конкурса Номер обезличенОК/10 на право заключения муниципального контракта с администрацией города Изобильного Изобильненского района Ставропольского края на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих администрации г.Изобильного; на официальном сайте муниципального образования для размещения информации о размещении заказов www.izobilniy.stavkray.ru не размещен проект муниципального контракта на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который согласно ч.5 ст.22 Закона является неотъемлемой частью конкурсной документации, что является нарушением ч.6 ст.16, ч.2 ст.21, ч.1 ст.23 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», административная ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Одним из источников доказательств по делу об административном правонарушении является наличие объяснения должностного лица или его законного представителя в протоколе об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении от Дата обезличена года, составленного начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. отсутствуют объяснения должностного лица. Указанный протокол составлен в отсутствие должностного лица Веревкин П.В., в отношении которого проводилось административное расследование.
Доводы о том, что заместитель главы города Изобильного Пермяков С.Г. не является законным представителем, необоснованны.
В соответствии с представленной доверенностью за Номер обезличен от Дата обезличенагода, выданной главой города Изобильного Веревкиным П.В., заместитель главы города Изобильного Пермяков С.Г. был наделен полномочиями представителя главы города Изобильного Ставропольского края в комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, в том числе совершать все необходимые действия, связанные с административным расследованием.
В соответствии с ч.4 ст.28.2 КоАП РФ представителю должностного лица главы города Изобильного Веревкина П.В. - Пермякову С.Г. должна была быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. При этом он наделен правом представлять свои объяснения и замечания по содержанию протокола.
В силу ч. 1 ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Доводы начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В.о том, что она не уполномочена рассматривать ходатайство о продлении срока административного расследования, несостоятельны.
В силу п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу части 4 статьи 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.
Таким образом, начальник отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., как должностное лицо, в производстве которого находится дело, согласно ч.5 ст.28.7 КоАП РФ уполномочена ходатайствовать перед вышестоящим должностным лицом о продлении срока расследования.
Как было установлено в судебном заседании, письменное ходатайство главы города Изобильного Веревкина П.В. о продлении срока административного расследования и получении по данному факту объяснений от Сиротенко И.А. направлено Дата обезличенагода, (исходящий номер Номер обезличен) по почте и факсимильной связью на номер 56-65-06.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности.
В нарушение требований ч.4-1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составлен без участия должностного лица - главы города Изобильного Веревкина П.В. и его представителя Пермякова С.Г.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Суд приходит к выводу, что действиями начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В.нарушены права главы города Изобильного Веревкина П.В..
В силу ст.254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Суд находит заявление главы города Изобильного Веревкина П.В. об оспаривании действий должностного лица обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.255,258,194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление главы города Изобильного Веревкин П.В. об оспаривании действий должностного лица - удовлетворить.
Признать действия начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В., выразившиеся в не рассматривании ходатайства о продлении срока административного расследования, непринятии мер по получению объяснения от Сиротенко И.А., составлении в отношении главы города Изобильного Веревкин П.В. административного протокола без проведения полной и объективной проверки, а также составлении протокола в его отсутствие и отсутствие его представителя - незаконными.
Обязать начальника отдела контроля за закупками для государственных и муниципальных нужд комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Смолянко Г.В. устранить допущенные нарушения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней через Изобильненский районный суд.
Судья Н.И.Винникова