Решение по гражданскому делу №2-72/2011 по иску прокурора Изобильненского района к Администрации Передового сельсовета Изобильненского района о понуждении Администрации обустроить скотомогильник в соответствии с ветериноарно-санитарными правилами.



дело № 2-72/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года г. Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Сивцева С.А.,

при секретаре судебного заседания Столбовой Ю.М.,

истца помощника прокурора прокуратуры Изобильненского района ВОРОШИЛОВА Е.А.,

представителя ответчика Администрации Передового сельсовета Изобильненского района Ставропольского края по доверенности БАЙДИНА Д.В.,

представителя третьего лица Государственного учреждения «Изобильненская районная станция по борьбе с болезнями животных» по доверенности ЗУДНЕВА М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Изобильненского района Ставропольского края Рудакова А.В. к ответчику Администрации Передового сельсовета Изобильненского района Ставропольского края и Администрации Изобильненского муниципального района о понуждении Администрации Передового сельсовета и Администрации Изобильненского района обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Изобильненского района Ставропольского края Рудаков А.В. обратился с исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Передового сельсовета Изобильненского района Ставропольского края и Администрации Изобильненского муниципального района с требованием обязать администрацию Передового сельсовета Изобильненского района и администрацию Изобильненского муниципального района Ставропольского края организовать обустройство место сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов - скотомогильника, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В судебном заседании помощник прокурора ВОРОШИЛОВА Е.А. исковые требования уточнила, просила суд исключить из числа ответчиков администрацию Изобильненского муниципального района Ставропольского края и обязать администрацию Передового сельсовета Изобильненского района выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Суду пояснила, что прокуратурой Изобильненского района проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в части организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В целях предупреждения и ликвидации болезней, общих для человека и животных в том числе и сибирской язвы специалистами ГУ «Изобильненская районная станция по борьбе с болезнями животных» проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства.

Так, в ходе проверки администрации Передового сельсовета Изобильненского района установлено, что на территории Передового сельсовета расположено место захоронения и утилизации биологических отходов - скотомогильник. Согласно акту проверки № о проведении проверки соблюдения требований ветеринарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данное место захоронения имеет подъездные пути (грунтовую дорогу). Сжигание биологических отходов проводится в глубине карьера, приспособленного под место утилизации. Ограждение захоронения состоит только из стен карьера, глубиной 3-5 метров. Место захоронения обозначено трафаретом. Отверстие ямы не закрывается крышкой, над ямой не установлен навес. Территория захоронения не огорожена забором.

При этом нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан), которые в той или иной мере могут оказаться в непосредственной близости от места захоронения биологических отходов, по незнанию нарушить захоронение, либо совершить какие-либо иные действия, которые могут негативно повлиять на скотомогильник.

Просила суд обязать администрацию Передового сельсовета Изобильненского района выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Представитель ответчика Администрации Передового по доверенности БАЙДИНА Д.В. в судебном заседании суду пояснила, что они согласны с исковыми требованиями прокуратуры.

Представитель третьего лица Государственного учреждения «Изобильненская районная станция по борьбе с болезнями животных» ЗУДНЕВА М.И. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд исковое заявление удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора ВОРОШИЛОВА Е.А., представителя ответчика БАЙДИНА Д.В. и представителя третьего лица ЗУДНЕВА М.И., исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регламентирующие обращения с отходами производства и потребления, ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную среду обитания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно представленному акту проверки № о проведении проверки соблюдения требований ветеринарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ специалистом ГУ «Изобильненская районная станция по борьбе с болезнями животных» САВЧЕНКО С.А. было установлено, что место захоронения имеет подъездные пути (грунтовую дорогу). Сжигание биологических отходов проводится в глубине карьера, приспособленного под место утилизации. Ограждение захоронения состоит только из стен карьера, глубиной 3-5 метров. Место захоронения обозначено трафаретом. Отверстие ямы не закрывается крышкой, над ямой не установлен навес. Территория захоронения не огорожена забором.

С целью предотвращения предупреждения и ликвидации болезней, общих для человека и животных в том числе и сибирской язвы требования прокурора об обязании администрацию Передового сельсовета Изобильненского района выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, суд считает обоснованными.

В ходе проверки администрации Передового сельсовета Изобильненского района установлено, что на территории Передового сельсовета расположено место захоронения и утилизации биологических отходов - скотомогильник.

В то же время в судебном заседании представитель ответчика Администрации Передового по доверенности БАЙДИНА Д.В. в судебном заседании пояснила, что земля, на которой находятся скотомогильник, не является объектом муниципальной собственности Передового сельсовета, на балансе не состоит.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу указанной правовой нормы, данный Закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.

Согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно п. п. 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 15 этого же закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Как следует из пункта 5.1 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Из пунктов 5.2 - 5.4 этих же правил скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: - жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; - скотопрогонов и пастбищ - 200 м; - автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.

Согласно ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.87 ЗК РФ землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В действующем Земельном кодексе в пункте 1 статьи 85 в перечне территориальных зон обозначена зона специального назначения, однако правовой режим земель ее отсутствует. Дополняет пробел статья ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Таким образом, зоны специального назначения - в их состав включаются зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

При этом суд установил, что на территории Передового сельсовета расположено место захоронения и утилизации биологических отходов - скотомогильник и согласно акту проверки, не соблюдаются требования ветеринарного законодательства и допущенные нарушения негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения, могут явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.

Такой опасностью суд признает негативное влияние скотомогильника на состояние окружающей природной среды, здоровье населения, возможность распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.

С учетом изложенного, а также с учетом Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора, суд считает, что в соответствии со ст.ст.11 и 12 ГК РФ имеются основания для защиты неопределенного круга лиц гражданских прав путем обязании администрации Передового сельсовета Изобильненского района выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

При всех указанных обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора и находит его требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Изобильненского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Передового сельсовета Изобильненского района об обязании выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов - удовлетворить.

Обязать администрацию Передового сельсовета Изобильненского района выделить земельный участок под обустройство скотомогильника из земель поселения, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Изобильненский районный суд в течение 10 дней.

председательствующий судья: С.А. Сивцев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200