дело № 2-66/11 по иску прокурора о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2-66/11

«13» января 2011 года г.Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Винниковой Н.И.

при секретаре Буниной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Изобильненского района в интересах И.А. к отделу имущественных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Изобильненского района обратился в суд с иском в интересах И.А. к отделу имущественных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, в котором просит обязать администрацию Изобильненского муниципального района Ставропольского края обеспечить И.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель прокуратуры Изобильненского района - помощник прокурора Кузьменко П.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что в прокуратуру Изобильненского района поступило обращение выпускницы ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> об оказании содействия в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.

И.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № И.А. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

В июне 2011 года И.А. заканчивает обучение в ГОУ СПО <адрес> <адрес>. В настоящее время закрепленного жилого помещения за И.А. не имеется.

Согласно действующему законодательству И.А. должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, однако в нарушение действующего законодательства И.А. по окончанию пребывания в ГОУ «Детский дом (смешанный) № <адрес> <адрес>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. В связи, с чем просит удовлетворить исковые требования, обязав администрацию Изобильненского муниципального района <адрес> обеспечить И.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенным жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

Ответчик - представитель отдела имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Кочерга Т.Я., в судебном заседании иск прокурора Изобильненского района не признала и пояснила, что отдел имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края не наделен полномочиями по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Таким образом, отдел имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края является не надлежащим ответчиком по делу, поэтому просит в иске отказать.

Ответчик - представитель администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, однако ранее в судебном заседании представитель, по доверенности Бажан Е.Н., исковые требования не признал и пояснил суду, что у администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края отсутствуют полномочия на предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Уполномоченный орган и порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей прописаны в Постановлении Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-П. Считает, что в данном исковом заявлении неверно определены ответчики по делу.

Третье лицо - представитель министерства образования Ставропольского края, извещенный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду о причинах своей неявки.

Третье лицо - представитель Министерства финансов Ставропольского края, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Сидько В.И., в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в иске, мотивируя тем, что в соответствии с п.9 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими на учете в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ст.6 вышеуказанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края являются распорядителями указанных средств.

Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» Изобильненскому муниципальному району ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Ставропольского края выделены в объеме <данные изъяты> тыс. рублей. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав других детей-сирот, состоящих на очереди на жилье с более раннего периода.

Третье лицо - представитель министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Горелик И.В., в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, с учетом представленных пояснений, согласно которых министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010г. № 517 «О внесении изменений в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008г. № 530» выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-кз «О наделении органов местного муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из таких полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.2 ч.2 ст.4 вышеуказанного Закона Ставропольского края органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий.

Согласно Федерального закона от 21.12.2006г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Средства на 2010 год распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

Статья 219 Бюджетного кодекса РФ предусматривает принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в пределах доведенных на него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п.7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании И.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, является выпускницей государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом (смешанный) <адрес> <адрес>.

Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Г.Д. и А.Н. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей И.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно выписке из похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ по администрации села <адрес> лицевой счет №, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ за И.А. значится помещение по <адрес> № <адрес>.

В соответствии с актом межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в результате пожара в 2003 году.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № И.А. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996года

N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-кз «О наделении органов местного муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из таких полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из справки Ставропольского колледжа сервисных технологий и коммерции от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что И.А. является студенткой <данные изъяты> «<данные изъяты>», поставлена на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения.

Согласно ст. 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-кз, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Статья 86 Бюджетного Кодекса РФ предусматривает исполнение расходных обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края» ежегодно предусматриваются финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий на очередной финансовый год в форме субвенций.

Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г.

№ 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 № 330-п) утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определен уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

В соответствии с п.7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес>, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г.

№ 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в пределах, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости

1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Таким образом, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении.

И.А. в настоящее время находится на полном государственном обеспечении, по окончании обучения в Ставропольском колледже сервисных технологий и коммерции имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в пределах, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав других детей-сирот, состоящих на очереди на жилье с более раннего периода.

Кроме того, финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края.

В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1996года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Изобильненского района в интересах И.А. к отделу имущественных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Изобильненский районный суд.

Судья Н.И.Винникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200