Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
Дело № 2-403/11
«25» марта 2011 г. г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Калиниченко С.М.
при секретаре судебного заседания Братусиной О.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе Титенко А.Л. к Управлению труда и социальной защиты населения <данные изъяты> <данные изъяты>, к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о признании отказа в обеспечении автомобилем незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Титенко А.Л. обратился в суд с жалобой к Управлению труда и социальной защиты населения <данные изъяты> к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о признании отказа в обеспечении автомобилем незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя Титенко А.Л. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Титенко В.А. доводы жалобы Титенко А.Л. поддержал и пояснил, что Титенко А.Л. является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом первой группы, Героем Советского Союза.
В <данные изъяты> году он получил в порядке реабилитации автомобиль <данные изъяты>». Срок его эксплуатации истекал в <данные изъяты> году. В <данные изъяты> он посещал «собес», где специалистом ему было сообщено, чтобы он не волновался, что по достижении срока, ему будет предоставлен взамен новый автомобиль.
Не дождавшись ответа, он с <данные изъяты> года стал письменно общаться с «собесом».
В настоящее время он получил многочисленные отказы, что в настоящее время вопрос обеспечения его транспортом никак не регулируется законодательно, правовая база отсутствует.
Заявитель с такими ответами категорически не согласен. Полагает, что Титенко А.Л. должен быть обеспечен автомобилем, поскольку его право на обеспечение автомобилем возникло до ДД.ММ.ГГГГ, то он не должен был вновь становиться на учет.
В судебном заседании представитель Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Бородинов Д.А. доводы жалобы Титенко А.Л. не признал и пояснил, что части статей 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», касавшиеся обеспечения инвалидов специальным автотранспортом, с ДД.ММ.ГГГГ утратили силу (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122).
Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» определено, что в целях выполнения обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами, которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинским показаниями, в <данные изъяты> году были обеспечены легковыми автомобилями инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а в <данные изъяты> году - получат автомобили или единовременную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> тысяч рублей граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалиды из числа реабилитированных лиц и инвалиды других категорий.
Титенко А.Л. получил автомобиль в <данные изъяты> году, который выдавался на <данные изъяты> срок эксплуатации и в очереди на получение нового автомобиля состоять не мог.
В настоящее время отсутствует законодательная база по обеспечению инвалидов транспортными средствами.
В связи со вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ все нормы законов, касавшиеся обеспечения спецавтотранспортом инвалидов, утратили силу. Поэтому расходы из краевого бюджета на приобретение автомобилей могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, наш край является дотационным. Бюджет на <данные изъяты> год формировался в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Выделить денежные средства из бюджета края на приобретение автомобиля для Титенко А.Л. , не представляется возможным.
Министерство не имеет возможности заменить Титенко А.Л. автомобиль, поскольку это были федеральные полномочия.
Работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» в части выполнения обязательств государства перед ветеранами войны завершена. Все инвалиды, имевшие медицинские показания и состоявшие на ДД.ММ.ГГГГ на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях, обеспечены автомобилями или единовременно денежной компенсацией. В связи с этим федеральные реестры закрыты. Случай Титенко А.Л. не единичный. Замена автомобиля законодательно невозможна. Просил отказать в удовлетворении жалобы Титенко А.Л.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Гайдуков А.К. доводы жалобы Титенко А.Л. не признал и пояснил, что обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны специальными транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях было предусмотрено федеральным законодательством до ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанный закон отменил действие п. 19 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», которым было предусмотрено обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны специальными транспортными средствами. Все подзаконные акты также утратили силу.
Указом Президента Российской Федерации № 685 от 6 мая 2008 года было установлено обеспечить в <данные изъяты> году инвалидов и участников Великой Отечественной войны бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> тыс. рублей.
При этом следует отметить, что обеспечение автотранспортом и выплата компенсации в <данные изъяты> году осуществлялась только тем инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, которые были поставлены на учет в органах социальной защиты населения до ДД.ММ.ГГГГ на основании установленных ранее медицинских показаний.
В <данные изъяты> году все инвалиды и участники Великой Отечественной войны, состоявшие в очереди до ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены автотранспортом в полном объеме.
В настоящее время обеспечение автотранспортом инвалидов и участников ВОВ, в том числе и замена старых автомобилей, законодательством не предусмотрено. Просил отказать в удовлетворении жалобы Титенко А.Л.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении жалобы Титенко А.Л. отказать.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки <данные изъяты>», выдаваемые сроком на <данные изъяты> лет.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в <данные изъяты> годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере <данные изъяты> руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку судом было установлено, что Титенко А.Л. не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до ДД.ММ.ГГГГ, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло. Органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Между тем, реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ (момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.
Ссылку заявителя Титенко А.Л. на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 624-О-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до ДД.ММ.ГГГГ, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Титенко А.Л. к Управлению труда и социальной защиты населения <адрес>, к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о признании отказа в обеспечении автомобилем незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в течении 10 дней.
Председательствующий С.М. Калиниченко