Дело №2-2029/2011 решение по гражданскому делу по иску Соловьевой О.Н. к ГК-УПФ РФ об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         

22 ноября 2011 года        г.Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гужова В.В.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой И.А.,

с участием: истца- Соловьевой О.Н.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ * Торубарова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Соловьевой О.Н. к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда Российской Федерации * об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

* в Изобильненский районный суд поступило исковое заявление Соловьевой О.Н. к ГУ-УПФ РФ * (далее пенсионный фонд) об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости.

В обоснование исковых требований истец указала, что пенсионным фондом отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого педагогического стажа работы- 25 лет.

В специальный трудовой стаж Соловьевой О.Н. необоснованно не были включены периоды работы:

с *. в должности старшей пионервожатой в * средней школе *

с * в качестве воспитателя государственного учреждения *

По мнению истца, указанные выше периоды работы подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку работа проходила непосредственно с детьми, т.е. была связана с педагогической деятельностью. Должность воспитателя предусмотрена Списком педагогических работников, утвержденном Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.

На основании изложенного просила: обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по * включить в специальный трудовой стаж Соловьевой О.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:

с * в должности старшей пионервожатой в * средней школе *

с * в качестве воспитателя государственного учреждения *

Обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации * назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента возникновения права.

В судебном заседании Соловьева О.Н., поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика- Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации * Торубаров Е.А. возражал против удовлетворения исковых требований и пояснил, что у истца в настоящее время отсутствует необходимый педагогический стаж работы, поскольку спорные периоды пенсионным фондом не включены законно. Разделом «Наименование должностей» Списка №781 данные должности не предусмотрены.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные суду доказательства, считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Соловьева О.Н. имея необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии педагогический стаж работы - 25 лет обратилась в ГУ-УПФ РФ * для назначения пенсии.

Пенсионным фондом истцу отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует требуемый законодательством РФ стаж работы, при этом исключив периоды работы:

с *. работала старшей пионервожатой в * средней школе *

с * воспитателем государственного учреждения «*, так как разделом «Наименование должностей» Списка данные должности не предусмотрены;

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовой пенсиях в Российской Федерации»

Согласно Списку №781 правом на досрочное назначение трудовой пенсии наделены лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Соловьева О.Н. * работала воспитателем государственного учреждения * т.е. осуществляла педагогическую деятельность в государственном учреждении, что подтверждается трудовой книжкой истца.

Работа истца в указанный период связана непосредственно с детьми, а условия и характер профессиональной деятельности в данном детском учреждении соответствует характеру и условиям работы в муниципальных и государственных детских учреждениях.

Должность воспитателя предусмотрена Списком педагогических работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, а значит, подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с п.9,10 постановления Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» №25 от 20 декабря 2009 года суд при разрешении спора о праве лица на досрочную пенсию, должен исходить из конкретных обстоятельств данного дела, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали и независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ним имущество- государству, муниципальному образованию, акционерному обществу педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников осуществляющим педагогическую деятельность и не свидетельствует о существовании таких различий.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода работы в должности пионервожатой суд, в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ считает необходимым руководствоваться теми Списками, которые действовали на момент выполнения такой работы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства от 17 декабря 1959 года № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года, работа в должности пионервожатой засчитывалась в стаж дающий право на пенсию по выслуге лет.

Однако в последующие Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1991 года №463 от 22 сентября 1999 года №1607, указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет не включена. До принятия Закона РФ « О государственных пенсиях» от 20 ноября 1990 года работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет.

Согласно ч.2 ст.5 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Решением Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 года предусмотрено, что правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, введены в действие в ноябре 2002 года и с этого времени утратили силу указанные в Постановлении ранее действовавшие его правовые акты по этому вопросу, т.е. до принятия новых правил и в соответствии с ними, если они не ухудшали положение работников по сравнению с новыми правилами, должен исчисляться льготный трудовой стаж педагогических работников.

Верховный суд РФ в определении от 24 апреля 2006 года по делу №1-В06-5, рассмотренному в порядке надзора, указал, что следует учитывать, что до 1993 года действовало Постановление Совмин СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года №1397. Работая пионервожатым, гражданин не мог предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется и он будет лишен права на досрочное назначение пенсии.

Учитывая, что ст.ст. 6(ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19, 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы в должности пионервожатого подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу правовой позиции изложенной Конституционным судом РФ и Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные пава на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Не включение в специальный стаж периода работы истицы в должности пионервожатой, в связи с отсутствием у нее педагогического стажа, являются не обоснованными, поскольку наличие конкретной продолжительности педагогического стажа связывалось не с правом на льготную пенсию на определенную дату, а с возможностью включения в выслугу лет иной работы, не являющейся педагогической; в частности выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.

Доводы представителя ответчика по факту законности не включения в специальный трудовой стаж Соловьевой О.Н. периодов работы в качестве пионервожатой и воспитателя государственного учреждения * необоснованны.

Оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить по нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанной должности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Соловьевой О.Н. к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации * об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации * включить в специальный трудовой стаж Соловьевой О.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:

с * в должности старшей пионервожатой в * средней школе *

с * в качестве воспитателя государственного учреждения *

Обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Изобильненскому району назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента возникновения права.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, через Изобильненский районный суд.

Судья           В.В.Гужов