Дело № 2-1995/2011г. по иску Прокурора Изобильненского района к администрации ИМР, Отделу образования ИМР, Совету ИМР о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.



           Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                             (2-1995/2011г.)

19 декабря 2011г.         г.Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края

в составе: судьи Созаруковой Л.А.

с участием помощника прокурора Пом. прокурора

при секретаре Паталахиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Изобильненского района Ставропольского края к администрации Изобильненского муниципального района, Отделу образования администрации Изобильненского муниципального района, Совету Изобильненского муниципального района о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,

                                                                   Установил:

Прокурор Изобильненского района обратился в суд в защиту прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, с иском к ответчикам: администрации Изобильненского муниципального района, Отделу образования администрации Изобильненского муниципального района, Совету Изобильненского муниципального района о возложении обязанности принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

           Истец - помощник прокурора Изобильненского района Пом. прокурора в судебном заседании уточнила исковое требование и пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения администрацией Изобильненского муниципального района, отделом образования администрации Изобильненского муниципального района, Советом Изобильненского муниципального района законодательства об образовании выявлены нарушения исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное дошкольное образование. Установлено, что в Изобильненском районе СК функционирует 32 дошкольных общеобразовательных учреждений, из них: 31 - муниципальное, подведомственное администрации Изобильненского района СК, 1 - государственное. Согласно информации Отдела образования администрации Изобильненского муниципального района СК охват детей дошкольным образованием составляет всего 49%. Таким образом, очередность поступления детей в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) формируется годами, т.е. количество мест в ДОУ не соответствует потребностям населения, проживающего на территории Изобильненского района. Указанное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в ДОУ либо строительстве новых ДОУ. Дефицит ДОУ существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства, в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни. Так как обязанность по обеспечению детей дошкольными образовательными учреждениями лежит на Отделе образования, а финансирование открытия мест - на администрации и Совете Изобильненского муниципального района, то решение вопроса путем реконструкции существующих учреждений или строительства новых дошкольных учреждений остается в ведении ответчиков. С учетом предоставленных Отделом образования и проверенных сведений об очередности и нуждаемости в дошкольных учреждениях по району, просит суд обязать Администрацию Изобильненского муниципального района Ставропольского края, Отдел образования администрации Изобильненского муниципального района, Совет Изобильненского муниципального района, обеспечить на территории Изобильненского района возможность получения детьми, состоящими в очереди на получение места в дошкольных учреждениях района, а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступным бесплатным дошкольным образованием, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях района, в срок до 1 января 2013г. принять меры к открытию 294 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Изобильненского района, а именно, с учетом потребностей населения, для детей: проживающих на территории с.Московское - 49 мест,

г. Изобильный - 146 мест, пос.Рыздвянный - 61 место, ст.Новотроицкая - 38 мест.

Ответчик - начальник Отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Представитель 1 в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что Отдел образования является структурным подразделением администрации Изобильненского муниципального района и обеспечивает организацию предоставления доступность дошкольного образования на территории района. На 1 сентября 2011г. в Изобильненском районе численность детей дошкольного возраста - до 7 лет, составляет 7 287 человек. Дошкольные образовательные учреждения посещают 3 584 ребенка. Охват детей дошкольным образованием составляет 49%. На 1 сентября 2011г. очередь на устройство ребенка в детский сад составляет 1 234 ребенка до 7 лет. В Изобильненском районе функционируют 32 дошкольных образовательных учреждения, из них: 31 - муниципальных, 1 - государственное. Отделом образования проведены мероприятия, в результате которых за период с 2008г. по 2001г. в МДОУ района открыты дополнительные группы на 613 мест. По новым Санирно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН об изменении квадратных метров полезной площади на 1го ребенка с 3,5 кв.м до 2,5 кв.м., охват детей в ДОУ увеличился на 220 мест. Создаются программы, изыскиваются средства. В этом году в с. Птичье открывается дополнительная группа в имеющемся здании. В пос. Новоизобильный открывается детский сад. Программа развития утверждена главой администрации на 2012г. до 2015г.. В 2012г. Отделом образования предусмотрено: провести реконструкцию здания детского сада х.Спорного на 115 мест; открыть 1 дополнительную группу для детей дошкольного возраста на 24 места в МДОУ №39 с.Птичье; изготовить проектно-сметную документацию на реконструкцию здания МОУ №23 г.Изобильный под детский сад; в г.Изобильный создать дополнительно 65 мест в функционирующих учреждениях за счет эффективного использования их помещений. В 2013г. Отделом образования предусмотрено: открыть 2 группы для детей дошкольного возраста на 40 мест на базе МОУ «СОШ №18» г.Изобильный; открыть дополнительную группу для детей дошкольного возраста на 20 мест и логопедическую группу на 12 мест на базе МДОУ №12 г.Изобильный; провести реконструкцию здания МОУ №23 г.Изобильный под детский сад на 115 мест. В настоящее время наполняемость детьми детских садов по районе не составляет 100 %, так как никто из родителей не желает возить ребенка из одного населенного пункта, в другой, где есть свободные места в МДОУ. Действительно, в настоящее время по району не хватает 294 дополнительных мест в МДОУ: в с.Московское - 49 мест, в г. Изобильный - 146 мест, в пос.Рыздвянный - 61 мест, в ст.Новотроицкая - 38 мест. Из них, для открытия 61 места в пос.Рыздвяном требуется строительство детского сада. В остальных населенных пунктах места в ДОУ могут быть обеспечены путем реконструкции существующих учреждений. Отдел образования выступает заказчиком открытия детских мест в ДОУ, обращается в администрацию района о выделении необходимых для этого денежных средств. Финансирование на строительство детских садов отсутствует. Средства на реконструкцию выделяются из местного бюджета в недостаточном количестве, могут быть выделены из краевого бюджета в виде софинансирование. Но финансирования выделяется недостаточно, в связи с чем, невозможно обеспечить нуждаемость по району открытия необходимых мест в ДОУ до 1 января 2013г., поэтому просит суд по иску прокурора установить другой срок.

Ответчик - представитель администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Представитель 2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в соответствии с Уставом администрации Изобильненского муниципального района - к ведению администрации района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образовании на территории муниципального района. Но прокурор не вправе обратиться с настоящим исковым заявлением, поскольку определенный круг лиц, интересы которых нарушаются, установить возможно: это лица по спискам с фамилиями, нуждающиеся в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях. Администрация муниципального района формирует бюджет района, и по возможности денежные средства на ДОУ ежегодно выделяются. Бюджет района на 2012г. утвержден на 477 мил. рублей, с дефицитом. Статьи расхода превышают статьи расходов. По существующей целевой программе развития образования на 2012г.-2014г. заложены денежные средства на реконструкцию дошкольных учреждений. Но обеспечить местами в ДОУ нуждающихся, до 1 января 2013г. не возможно, из-за отсутствия достаточного финансирования. С 1 ноября 2011г. были открыты 3 дополнительные группы при ДОУ. На протяжении ряда лет бюджет администрации района зависит от средств других уровней бюджетов и уровень обеспеченности прогнозных бюджетных расходов налоговыми и не налоговыми доходами Изобильненского муниципального района на 2012год составляет 0,989. Поэтому администрация района не имеет возможности выделить дополнительные средства на увеличение расходной части бюджета муниципального района на 2012год. Реконструкция существующего дошкольного образовательного учреждения в с.Московском, школ в ст.Новотроицкая и в г.Изобильный, а так же строительство нового дошкольного образовательного учреждения в пос.Рыздвянный в течении 2012 года невозможны. На изготовление проектно-сметной документации и согласования со всеми соответствующими службами, проведение конкурсных процедур, потребуется 1 год. Поэтому до 1 января 2013г. невозможно обеспечить очередность детей местами в ДОУ. В удовлетворении иска просит суд отказать.

Ответчик - представитель Совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что к ведению Совета Изобильненского муниципального района относится утверждение бюджета Изобильненского муниципального района на очередной финансовый год. Решение проблемы обеспеченности мест в детских садах путем строительства новых зданий и реконструкции зданий, имеющих иное значение, требует значительных финансовых средств бюджета. Проблема недостаточности мест в детских садах возникла не только на территории Изобильненского района, но и на территории всей Российской Федерации. Органами местного самоуправления Изобильненского муниципального района принимаются меры по открытию дополнительных мест в дошкольных учреждениях района - открываются дополнительные группы, открыто здание МДОУ № 14 в г.Изобильном после проведения реконструкции. На содержание дошкольных учреждений и расширение их сети ежегодно выделяются средства бюджета Изобильненского муниципального района. На 2012г. таких средств выделено не достаточно, поэтому в удовлетворении исковых требований просит суд отказать.

           Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

           Согласно Закону РФ «Об образовании» ст.18 ч.3 - для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.       

         Согласно Конституции Российской Федерации ст.43 ч.2 и в соответствии Закону РФ «Об образовании» ст.5 ч.3 - государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

         В судебном заседании установлено, что очередность поступления детей в МДОУ формируется в Отделе образования муниципального Изобильненского района уже годами.

        Нуждаемость в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Изобильненского района дополнительно составляет 294 мест. Из них нуждается детей проживающих на территории с.Московское - на 49 мест, г. Изобильный - на 146 мест, пос.Рыздвянный - на 61 место, ст.Новотроицкая - на 38 мест.

        Предъявление иска прокурором вызван необходимостью защиты прав на получение дошкольного образования неопределенным кругом лиц, детей, которые в силу возраста не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а так же в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия, так как круг детей, нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях, персонально изменчив.

        Поэтому доводы ответчика администрации Изобильненского муниципального района, о ненадлежащем обращении истца в суд в интересах неопределенного круга лиц, являются незаконными.

         В соответствии с ФЗ №131 ««Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003г. п.11 ч.1 ст.15 ФЗ - к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образовании на территории муниципального района.

          Согласно Положению об Отделе образования Администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края п.2.4 - в функциональные обязанности Отдела образования входит организация предоставления детям дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

          В судебном заседании установлено, что администрация Изобильненского муниципального района осуществляет организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образовании на территории муниципального района, а Отдел образования администрации Изобильненского муниципального района обеспечивает организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образовании на территории муниципального района.

        То есть, администрация Изобильненского муниципального района организует предоставление мест в ДОУ путем финансирования создания таких мест, а Отдел обеспечивает организацию и предоставление мест, путем реконструкции или строительства мест в ДОУ, за счет выделенного финансирования.

        Совет Изобильненского муниципального района Ставропольского края утверждает бюджет финансирования Изобильненского муниципального района, проект которого издает администрация района.

       В судебном заседании установлено, что недостаточное финансирование

органом местного самоуправления своего структурного подразделения - Отдела образования, привело к невыполнению мероприятий по устранению очередности в детские дошкольные учреждения, нарушает конституционные права несовершеннолетних на получение дошкольного образования, воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей раннего детского возраста.

     Согласно ФЗ №124 от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.4 ч.2 - государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

      Согласно представленной информации отдела образования администрации Изобильненского муниципального района о количестве детей дошкольного возраста и мерах принимаемых по уменьшению очередности в дошкольные образовательные учреждения - на 01 сентября 2011г. численность детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, в районе составляет 7287 человек. Дошкольные образовательные учреждения посещает 3584 ребенка. Охват детей дошкольным образованием составляет 49%; очередь на устройство ребенка в детский сад составляет 1234 ребенка от рождения до 7 лет. Из них 427 заявлений - это дети в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе по г.Изобильному - 146 человек.

       Как установлено в судебном заседании пояснениями сторон и представленных документов, очередность в детские школьные учреждения возникла в связи с недостаточным количеством дошкольных учреждений.

       Из Целевой программы «Развития образования в Изобильненском муниципальном районе Ставропольского края на 2012-2014г.» следует, что в Изобильненском районе предусмотрено увеличение количества дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста.

      Доводы ответчиков и ссылка на Целевую программу, не являются основанием для отказа в иске. Указанные в программе меры являются недостаточными, так как не обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете.

       Ответчики в судебном заседании не оспаривают необходимость открытия дополнительных мест для нуждающихся детей в ДОУ.

        С учетом необходимости разрешения в разумные сроки очередности нуждающихся детей в местах ДОУ, находящимися в ведении ответчиков мероприятиями и доступными для ответчиков средствами, иным путем, как вынесением судебного решения в обязывающие сроки, обеспечить возможность получения детьми места в дошкольных учреждениях района и права на общедоступное бесплатное дошкольное образование, не представляется возможным.

       Такой срок, по иску прокурора, является разумным, справедливым и возможным к исполнению ответчиками.

       Экономического обоснования невозможности обеспечить возможность получения детьми места в дошкольных учреждениях района в срок до 1 января 2013г., ответчики не представили.

       При этом, исковое требование прокурора не может расцениваться как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, поскольку направлено на реализацию этими органами полномочий, возложенных федеральными законами, актами органа местного самоуправления, в защиту прав жителей муниципального образования.

      Обоснованность предъявления иска в силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», подтверждается необходимостью защиты прав и охраняемых законом интересов значительного числа детей, от допущенных нарушений ответчиками, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований Конституции Российской Федерации гарантирующей гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

       В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики, как представляющие интересы органа местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины по делу освобождены.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196, ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

        Исковое требование прокурора Изобильненского района Ставропольского края удовлетворить.

        Обязать администрацию Изобильненского муниципального района, Отдел образования администрации Изобильненского муниципального района, Совет Изобильненского муниципального района в срок до 01 января 2013 года принять меры к открытию 294 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Изобильненского района, а именно, с учетом потребностей населения, для детей, проживающих на территории: с.Московское - 49 мест, г.Изобильный - 146 мест, пос.Рыздвянный - 61 место, ст.Новотроицкая - 38 мест.

      Решение может быть обжаловано в ГСК краевого суда в течение 10 дней через райсуд.

Судья                                                                                                                      Л.А.Созарукова