дело № 2-653/12 по иску прокурора Изобильненского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2-653/12

«18» апреля 2012 года                                                                г.Изобильный

        

        Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Винниковой Н.И.

с участием: представителя истца - помощника прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А.

представителя ответчика - администрации Изобильненского муниципального района <адрес> Зорина Е.Г.

при секретаре Саидахмедовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Полторак М.Р. к администрации Изобильненского муниципального района <адрес> о понуждении администрации Изобильненского муниципального района к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Изобильненского района обратился в суд в интересах Полторак М.Р. с исковым заявлением к администрации Изобильненского муниципального района <адрес>, в котором просит обязать администрацию Изобильненского муниципального района предоставить Полторак М.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления.

      Представитель истца - помощник прокурора Изобильненского района Пилипко Д.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и суду пояснил, что Полторак М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Постановлением администрации Староизобильненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Полторак М.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако, после постановки на учет Полторак М.Р., администрацией Изобильненского муниципального района не принимаются необходимые меры по внеочередному обеспечению Полторак М.Р. жилым помещением

     Своим бездействием по предоставлению жилого помещения администрация Изобильненского муниципального района нарушает гарантированные федеральным законодательством права Полторак М.Р. на жилое помещение. Нарушенное право подлежит восстановлению.

       Просит удовлетворить исковые требования, обязав администрацию Изобильненского муниципального района <адрес> предоставить Полторак М.Р. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы предоставления.

Ответчик - представитель администрации Изобильненского муниципального района <адрес> по доверенности Зорина Е.Г. в судебном заседании не возражала удовлетворить исковые требования, пояснив суду, что постановлением администрации Изобильненского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. возложены на отдел образования администрации Изобильненского муниципального района <адрес> полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полторак М.Р. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей и состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Полторак М.Р. не было предоставлено жилое помещение в связи с недостаточным финансированием. Денежные средства бюджетом на ДД.ММ.ГГГГ выделены для приобретения жилья в достаточном размере. При поступлении денежных средств Полторак М.Р. будет обеспечен жилым помещением.

      Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии ч.1, ч.3 ст.40 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину право на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Полторак М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования органа опеки и попечительства отдела образования администрации Изобильненского муниципального района <адрес> в интересах несовершеннолетнего Полторак М.Р. о признании его матери Н.В. <данные изъяты> удовлетворены. Из текста решения следует, что в отделе образования АИМР СК с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете опекунская семья М.А., являющейся попечителем несовершеннолетнего внука Полторак М.Р.. Мать Полторак М.Р. - Н.В. является инвали<адрес> группы вследствие <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>».

Согласно копии актовой записи от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на Полторак М.Р. сведения об отце ребенка отсутствую, указаны только анкетные данные: Р.В..

В соответствии с копией паспорта серии от ДД.ММ.ГГГГ. выданным ОВД <адрес> Полторак М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец х.<адрес> зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений названного Закона, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеющим закрепленного жилого помещения, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Федеральным законодателем в ст.4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по обеспечению жильем нуждающихся граждан возложены на городские и сельские поселения.

Постановлением администрации Староизобильненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Полторак М.Р., ДД.ММ.ГГГГ, оставшийся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с Законом Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из таких полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации Изобильненского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству", от ДД.ММ.ГГГГ -кз "О внесении изменений в закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложены, переданные государственные полномочия Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдел образования администрации Изобильненского муниципального муниципального района <адрес>.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края» ежегодно предусматриваются финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий на очередной финансовый год в форме субвенций.

Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

      В соответствии с ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в пределах, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости

1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что Полторак М.Р. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей,находился под попечительством, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, однако не может должным образом реализовать свои жилищные права, в том числе право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Сведений о принадлежности Полторак М.Р. жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности как на момент достижения им совершеннолетия, так и на момент рассмотрения настоящего спора в материалах дела не имеется.

Исходя из положений ст.57 ЖК РФ право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки.

Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.7 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования прокурора Изобильненского района в интересах Полторак М.Р. удовлетворить.

      Обязать администрацию Изобильненского муниципального района <адрес> предоставить Полторак М.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления.

      

      Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Изобильненский районный суд.

Судья                                                                                               Н.И.Винникова