Решение
Именем Российской Федерации
04 марта 2010 годаг. Москва
Измайловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А.,
с участием:
представителей истца Акименко Л.Н., адвоката Окуньковой Т.М.,
представителя ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Федорова И.В.,
при секретаре Быховской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-409/10 по иску Лучненко Ирины Владимировны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является внучкой ФИО5, которому в 1952 году была предоставлена однокомнатная квартира, жилой площадью 23,38 кв.м., расположенная по адресу: Москва, <адрес>, на основании ордера № 434, выданного 23 декабря 1952 года Главгорстроем СССР г. Москвы. Квартира предоставлена не семью из четырех человек: ФИО5 – основной квартиросъемщик, ФИО6 (жена), ФИО7 (сын), ФИО8 (дочь). ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрирована по адресу: Москва, <адрес>. Истец Лучненко И.В. зарегистрирована по адресу: Москва, Средняя Первомайская, <адрес> 02 апреля 1977 года. Таким образом, члены семьи истца зарегистрированы и проживали в спорной квартире с 21 февраля 1953 года. С 03 апреля 2009 года истец одна зарегистрирована и проживает в спорной квартире. Организация, предоставившая жилье, была неоднократно реорганизована и не имеет правопреемников. На обращение истца в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о заключении договора социального найма было отказано со ссылкой на пункт 7 Постановления Правительства г. Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП, поскольку истец не состоит на жилищном учете, а также на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец полагает, что ввиду того, что организация, выдавшая служебный ордер, не существует, квартира должна быть передана в жилищный фонд г. Москвы. В вязи с изложенным, на основании ст. 102 ЖК РФ, истец просила обязать Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Лучненко И.В. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: Москва. <адрес>.
В ходе рассмотрения дела уточнила основания иска, указав, что Постановление Правительства г. Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП в силу ст. 6 ЖК РФ, не может служить основанием к отказу в заключении договора социального найма, так как право на жилье у истца возникло ранее издания указанного Постановления.
Истец Лучненко И.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла, направила в суд представителей.
Представители истца по доверенности Акименко Л.Н. и адвокат Окунькова Т.М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ДЖП И ЖФ г. Москвы по доверенности Федоров И.С. в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 62), а именно указал, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и является служебным.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что истец Лучненко И.В. зарегистрирована и проживает на спорной жилой площади по адресу: Москва, <адрес> 02 апреля 1977 года, что подтверждается выпиской из домовой книги, единым жилищным документом, а также копией паспорта истца (л.д. 12-17).
Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО5 на основании ордера № 434, выданного ХОЗО Главгорстроя СССР 23 декабря 1952 года на семью из четырех человек: ФИО5 – основной квартиросъемщик, ФИО6 (жена), ФИО7 (сын), ФИО8 (дочь) (л.д. 6).
Также в судебном заседании из предоставленных документов, подтверждающих родственные отношения, установлено, что истец является внучкой ФИО5 (л.д. 7-11) и зарегистрирована на спорной жилой площади с 02 апреля 1977 года.
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрирована по адресу: Москва, <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, а также копиями свидетельств о смерти (л.д. 8-10).
Таким образом, судом установлено, что истец с 03 апреля 2009 года является единственным лицом, зарегистрированным и проживающим на спорной жилой площади.
Законность регистрации и проживания истца на спорной жилой площади не оспаривалась ответчиком в судебном заседании.
Как усматривается из ответа Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29 августа 2009 года № 53-УВ-3783/9, Лучненко И.В. отказано в заключении договора социального найма со ссылкой на п. 7 Постановления Правительства г. Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП, поскольку последняя на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 18).
Между тем, суд не может согласиться с доводами данного отказа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Положения «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года № 711-ПП, гражданам, проживающим в жилом помещении на условиях субаренды или по служебному ордеру, не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, прекратившим трудовые отношения с органом государственной власти или организацией (предприятием), в связи с трудовыми отношениями с которым им предоставлялось данное жилое помещение, и не имеющим других жилых помещений, в отношении которых они и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, предоставляется занимаемое ими жилое помещение по договору купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, по рыночной стоимости.
Постановление Правительства Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП издано в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных выше норм следует, что Положение, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года № 711-ПП, распространяется на лиц, проживающих по служебному ордеру в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы.
Как усматривается из ордера № 434 от 23 декабря 1952 года, право на занятие спорной жилой площади предоставлено ФИО5 ХОЗО Главгорстроя СССР, то есть организацией союзного значения.
Каких либо доказательств того, что спорное жилое помещение ранее было предоставлено органу государственной власти города Москвы или организации (предприятию), финансируемому за счет средств бюджета города Москвы, ответчиком не предоставлено.
Кроме того, сведений о том, что жилье предоставлено ФИО5 по служебному ордеру, не имеется.
Также суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и является служебным, поскольку доказательств данного обстоятельства ответчиком также не предоставлено и судом не добыто.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленной ответчиком, спорное жилое помещение находится в собственности города Москвы (л.д. 66).
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, помимо прочего, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1.4, п. 3.1 Порядка отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2007 года № 610-ПП, отнесение жилого помещения жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, изменение (исключение) вида, к которому жилое помещение было отнесено ранее, производится по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, которое оформляется распорядительным документом Департамента. При этом решения об отнесении объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования принимаются в отношении жилищного фонда города Москвы специализированного использования:
- для жилых помещений, ранее предоставленных отдельным категориям граждан, - на основании надлежащим образом заверенных копий договоров безвозмездного пользования, договоров найма служебного жилого помещения, договоров найма жилого помещения маневренного фонда, договоров найма жилого помещения в общежитии, иных договоров, выписок из решения органа исполнительной власти города Москвы, ордеров (корешков ордеров) и иных определенных законодательством документов.
Ответчиком не предоставлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в соответствии с приведенным выше порядком.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В судебном заседании не предоставлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду на момент предоставления данного жилого помещения ФИО5, в том числе не имеется доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что в 1952 году спорное жилое помещение имело статус служебного.
Так, из ордера № 434 от 23 декабря 1952 года не усматривается, что ордер является служебным, либо ФИО5 предоставлено служебное жилое помещение.
Какого-либо правоустанавливающего документа, содержащего решение о предоставлении ФИО5 в 1952 году служебного жилого помещения не имеется, внутриведомственные ордера ХОЗО Главгорстроя СССР на хранение в Главархив Москвы не поступали (л.д. 65).
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям Положение «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года № 711-ПП, применено быть не может.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Спорная жилая площадь отвечает требованиям, предъявляемым ст. 62 ЖК РФ, к помещениям, в отношении которых может быть заключен договор социального найма.
Поскольку истец занимает спорное жилое помещение на законных основаниях с 1977 года, исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду, обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством, для отказа в заключении договора социального найма, не установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Лучненко Ириной Владимировной договор социального найма на <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Измайловский районный суд г. Москвы.
СудьяЮ.А. Смирнова