о взыскании денежных средств из трудовых отношений



Решение

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года                                              г. Москва

Измайловский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А.,

с участием представителя ответчика ФИО5

при секретаре Захаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ООО «ОТИС Лифт» о взыскании заработка за время лишения возможности трудиться, пособия по временной нетрудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 06 июня 2007 года был принят на должность электромеханика в ООО «ОТИС Лифт». 28 июля 2010 года истцом было подано заявление об увольнении, и приказом от 10 августа 2010 года трудовой договор был расторгнут с грубым нарушением его трудовых прав, поскольку трудовая книжка была получена истцом только через 4 месяца после увольнения, при этом дату получения трудовой книжки определить невозможно, поскольку вручили уведомление соседям ФИО7, в то время как истец находился в больнице . Трудовую книжку истец стал искать после выписки с больничного листа ДД.ММ.ГГГГ для устройства на работу. Тем самым ответчик лишил истца возможности трудиться в течение 4 месяцев. Кроме того, 06 октября 2010 года истец получил травму и находился в стационаре и амбулаторном лечении с 06 октября 2010 года по 07 декабря 2010 года. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения ФИО8 возможности трудиться в течение двух месяцев в размере <данные изъяты>, а также взыскать пособие по временной нетрудоспособности в размере <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика – ФИО9 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в иске, пояснив, что выдать трудовую книжку истцу в день увольнения было невозможно в связи с его отсутствием. ДД.ММ.ГГГГ истцом было передано заявление с просьбой направить его трудовую книжку по почте по адресу: <адрес>. Ответчик направил истцу трудовую книжку на указанный в заявлении адрес 08 октября 2010 года и была вручена по адресу 09 октября 2010 года. При этом истец указывает в иске, что начал устраиваться на работу только 08 декабря 2010 года, следовательно, истцу не мог быть причинен материальный ущерб ответчиком в виде незаконного лишения возможности трудиться. 30-тидневный срок на обращение истца за пособием по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, наступивших в течение 30 дней после прекращения работы по трудовому договору, истек. Также листки нетрудоспособности выписаны уже после истечения 30-ти дневного срока.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В судебном заседании установлено, что ФИО10 работал в ООО «ОТИС Лифт» с 06 июня 2007 года по 10 августа 2010 года на должностях наладчика с 06 июня 2007 года по 31 июля 2008 года, и с 01 августа 2008 года по день увольнения 10 августа 2010 года, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8), трудовым договором, соглашением, дополнительным соглашением к нему (л.д.9-14), заявлениями и приказами, в том числе приказом о прекращении трудового договора (л.д.98-103).

Как усматривается из материалов дела 28 июля 2010 года от истца ответчику поступило заявление об увольнении по собственному желанию (л.д.102), и приказом от 10 августа 2010 года действие трудового договора между истцом и ответчиком было прекращено 10 августа 2010 года (л.д.103).

Истец отсутствовал в период со 02 августа 2010 года по 10 августа 2010 года на рабочем месте, что подтверждается Актами об отсутствии на рабочем месте (л.д.105-111).

Однако, 29 июня 2010 года ответчиком получено заявление истца о высылке ему трудовой книжки по адресу: <адрес> (л.д.104), что не оспаривалось самим ответчиком в судебном заседании.

Как усматривается из уведомления экспресс доставки по России (л.д.114) и не оспаривалось самим ответчиком в судебном заседании, трудовая книжка истца была выслана по указанному истцом в заявлении адресу лишь 08 октября 2010 года и была получена адресатом 09 октября 2010 года, что подтверждается ответом Уфимского EMS, СЦ (л.д.115).

Таким образом, со дня 08 октября 2010 года ответчик освободился от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Однако, в период 11 августа 2010 года по 08 октября 2010 года ответчик, согласно ст. 84.1 ТК РФ, несет ответственность за задержку выдачи трудовой книжки.

При этом доводы ответчика о том, что истцу не мог быть причинен материальный ущерб ответчиком в виде незаконного лишения возможности трудиться, поскольку истец начал устраиваться на работу только 08 декабря 2010 года, что он сам и указывает в иске, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку факт задержки трудовой книжки ответчиком в период с 11 августа 2010 года по 08 октября 2010 года в судебном заседании нашел свое документальное подтверждение, а ссылка истца в иске о начале устройства на работу только 08 декабря 2010 года не имеет при данных обстоятельствах юридического значения, поскольку не исключает возможности истца трудиться в период и до 08 декабря 2010 года при наличии у него трудовой книжки, кроме того, не освобождает ответчика, как работодателя, от исполнения обязательств, предусмотренных ст.84.1 ТК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки

При допущенном ответчиком нарушении трудового законодательства в виде задержки выдачи трудовой книжки, с него в пользу истца подлежит взысканию средняя заработная плата за все время вынужденного прогула.

В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 63) средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.

Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Согласно ч. 2 ст. 394 ТК РФ работодатель возмещает работнику материальный ущерб в размере среднего заработка работника за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

При исчислении средней заработной платы истца за все время вынужденного прогула в период с 11 августа 2010 года по 08 октября 2010 года, суд руководствуется вышеуказанными правилами исчисления.

Фактически начисленная заработная плата истцу за 12 календарных месяцев составляет <данные изъяты>, что подтверждается расчетными листками о начислении заработной платы за период с августа 2009 года по июль 2010 года (л.д.123-134). Таким образом, среднедневной заработок составляет <данные изъяты>).

Расчет, предоставленный истцом (л.д.19), не может быть принят во внимание, поскольку не учитывает размер начисленной заработной платы за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Количество рабочих дней августа 2010 года, при расчете количества дней задержки выдачи трудовой книжки, составляет 15 рабочих дней, следовательно, средняя заработная плата за 15 рабочих дней августа составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Количество рабочих дней сентября 2010 года, при расчете количества дней задержки выдачи трудовой книжки, составляет 22 рабочих дня, следовательно, средняя заработная плата за 22 рабочих дня сентября составляет <данные изъяты>).

Количество рабочих дней октября 2010 года, при расчете количества дней задержки выдачи трудовой книжки, составляет 6 рабочих дней, следовательно, средняя заработная плата за 6 рабочих дней октября составляет <данные изъяты>).

Таким образом, средняя заработная платы истца за все время вынужденного прогула в период с 11 августа 2010 года по 08 октября 2010 года составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>), что и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Расчет, предоставленный истцом (л.д.19), не может быть принят во внимание, поскольку не учитывает размер начисленной заработной платы за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 №255-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Травма получена истцом 06 октября 2010 года, как он сам указал в исковом заявлении, а период нетрудоспособности истца исчисляется с 06 октября 2010 года по 07 декабря 2010 года (л.д.17), тогда как днем прекращения работы по трудовому договору является 10 августа 2010 года.

Таким образом, травма получена истцом по истечении 30–ти дней после расторжения трудового договора.

В связи с этим, суд соглашается с доводами ответчика об отказе в удовлетворении иска в части выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несоответствием ст.7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчиком каких-либо доказательств надлежащего исполнения обязательств, установленных ст.84.1 ТК РФ в части выдачи трудовой книжки, не представлено и в материалах дела не имеется.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 1 174,60 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО11 удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ОТИС Лифт» в пользу ФИО12 заработок за период с 11 августа 2010 года по 08 октября 2010 года в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ОТИС Лифт» в доход государства государственную пошлину в размере 1 174 (одна тысяча сто семьдесят четыре) рубля 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Измайловский районный суд г. Москвы.

Судья                                         Ю.А. Смирнова