Решение
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года г. Москва
Измайловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А.,
с участием:
истца ФИО1,
представителей истца ФИО4, ФИО5,
третьих лиц ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9,
при секретаре Захаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, о признании неправомерными действий, обязании предоставить освободившуюся комнату, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с данным иском, ссылаясь на то, что является собственником и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в комнате 11,6 кв.м., расположенной в коммунальной 10-ти комнатной квартире по адресу: Москва, ул. <адрес>. В квартире имеется несколько свободных комнат: площадью 11,1 кв.м., 14,8 кв.м. На основании ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживает несколько нанимателей и (или) собственников, на основании из заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателями и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда ВАО <адрес> с заявлением о предоставлении освободившейся комнаты, площадью 14,8 кв.м., на что в апреле 2010 года получила ответ, что Управление не располагает данными о свободных жилых помещениях в данной квартире, в связи с чем заявление оставлено без рассмотрения. Согласно данным Единого жилищного документа от ДД.ММ.ГГГГ в квартире имеется две свободные комнаты, площадью 14,8 кв.м. и 11,1 кв.м. В вязи с изложенным истец считает действия сотрудников Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес>, отказавших в рассмотрении вопроса о предоставлении свободной комнаты, не правомерными. Между тем, истец является инвалидом 1 группы 3 степени, проживает в комнате 11,6 кв.м., то есть менее социальной нормы, установленной законодательством, страдает онкологическим заболеванием, предусмотренным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что свидетельствует о преимущественном праве на занятие свободной комнаты. На основании изложенного истец просила признать неправомерными действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес>, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявления о предоставлении свободной жилой площади, обязать Департамент предоставить ей свободную комнату, площадью 14,8 кв.м., и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Истец ФИО1 и ее представители по доверенности ФИО4, ФИО5, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, также пояснили, что допускается предоставление жилого помещения площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. В данном случае, при предоставлении истцу комнаты, размером 14,8 кв.м. с четом имеющейся у нее площади, не превысит норму предоставления более, чем в два раза.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец не нуждается в дополнительной жилой площади, поскольку не проживает в комнате, принадлежащей ей на праве собственности, а сдает ее.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> и третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является собственником комнаты №, жилой площадью 11,6 кв.м., общей приведенной площадью 16,0 кв.м., расположенной в 10-ти комнатной коммунальной квартире, по адресу: Москва, <адрес>.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 66), Единым жилищным документом (л.д. 27-29).
При этом при определении количества комнат в коммунальной квартире, общей площади жилого помещения, жилой площади квартиры, жилых площадей занимаемых комнат, а также приведенных долей общей площади жилого помещения суд исходит из данных экспликации, выданной Восточным территориальным бюро технической инвентаризации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и содержащей данные последнего обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60).
Данные, относительно приведенных выше площадей и количества комнат, содержащиеся в Едином жилищном документе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27 - 29), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61 – 63); и от ДД.ММ.ГГГГ, представленном в настоящем судебном заседании, являются противоречивыми и не соответствуют данным БТИ.
В связи с изложенным имеющиеся в материалах дела Единые жилищные документы в отношении спорной коммунальной квартиры суд принимает в качестве доказательства по делу только в части указания на количество лиц, занимаемых комнаты в коммунальной квартире, а также в части указания на наличие свободных комнат.
Так, в соответствии с данными ТБТИ, коммунальная <адрес>, расположенная по адресу: Москва, <адрес>, состоит из 11-ти жилых изолированных комнат, имеет общую площадь жилого помещения 188,9 кв.м., жилую площадь 136,7 кв.м., площадь вспомогательных помещений 52,2 кв.м. (л.д. 60).
ФИО1 на учете по улучшению жилищных условий не состоит, в установленном порядке не признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 названной статьи при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу требований Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека (часть 3 статьи 20).
Как установлено в судебном заседании, ФИО11 является собственником комнаты в коммунальной квартире, жилой площадью 11,6 кв.м. При этом приведенная доля общей площади жилого помещения, приходящаяся занимаемую истцом комнату, составляет 16,03 кв.м., из следующего расчета:
11,6 / 136,7 (жилая площадь помещения) х 100 = 8,49 %.
52,2 (площадь вспомогательных помещений) х 8,49 % = 4,43 кв.м.
11,6 + 4,43 = 16,03 кв.м.
То есть ФИО1 обеспечена жилым помещением менее нормы предоставления жилой площади.
Иного жилья, которое могло быть учтено при определении обеспечения жилой площадью, ФИО11 не имеет.
В соответствии с частью 2 ст. 20 названного Закона, при обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Таким исключением является часть 5 статьи 20 Закона города Москвы, в соответствии с которой жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
Истцом ФИО1 заявляется требование о предоставлении ей на основании договора социального найма комнаты №, жилой площадью, 14,8 кв.м. При этом приведенная доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на комнату №, составляет 20,45 кв.м., из следующего расчета:
14,8 / 136,7 (жилая площадь помещения) х 100 = 10,82%.
52,2 (площадь вспомогательных помещений) х 10,82% = 5,65 кв.м.
14,8 + 5,65 = 20,45 кв.м.
Таким образом, при предоставлении ФИО1 освободившейся комнаты, размером жилой площади 14,8 кв.м. (общей приведенной 20,45 кв.м.) с учетом занимаемого ею жилого помещения жилой площадью 11,6 кв.м. (общей приведенной площадью 16,0 кв.м.), суммарная площадь всех жилых помещений составит 36,45 кв.м. (общей приведенной площади), что превышает более, чем в два раза норму предоставления на одного человека.
При этом суд учитывает, что ФИО1 в установленном законом порядке малоимущей не признана, при рассмотрении данного спора требований о признании малоимущей не заявлялось.
Довод истца у наличии у нее <данные изъяты>, со ссылкой на Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является не состоятельным.
Так, судом установлено, что ФИО1 страдает <данные изъяты> является инвалидом первой группы третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности по общему заболеванию.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в отдельной квартире» и Постановлением РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».
Так, Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, содержит в себе 11 наименований заболеваний, в том числе: Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; Эпилепсия с частыми припадками; Гангрена конечностей; Гангрена и некроз легкого; Абсцесс легкого; Пиодермия гангренозная; Множественные поражения кожи с обильным отделяемым; Кишечный свищ; Уретральный свищ.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, включает в себя 10 наименований заболеваний, в том числе: активные формы туберкулеза всех органов и систем; психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения; трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания; множественные поражения кожи с обильным отделяемым; проказа; ВИЧ-инфекция у детей; отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок; органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов; состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга; тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.
Достоверных доказательств наличия заболеваний, приведенных в названных перечнях, истом не предоставлено.
Таким образом, законных оснований для предоставления ФИО1 по договору социального найма комнаты №, размером 14,8 кв.м., по заявленным истцом основаниям, не имеется и в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Между тем, исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в части отказа в рассмотрении заявления о предоставлении жилой площади, подлежат удовлетворению.
Так, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ВАО с заявлением о предоставлении ей освободившейся комнаты, площадью 14,8 кв.м. (л.д. 58).
В ответ на данное обращение Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено, что сведения об освобождении жилой площади (14,8 кв.м.) в Управление не поступали, в связи с чем просьба о предоставлении освободившегося жилого помещения не может быть рассмотрена (л.д. 68).
В соответствии с п. 2.4 Типового положения об Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе, утвержденном Приказом руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13 ноября 2002 г. № 94, Управление осуществляет текущее планирование, учет поступления и расхода жилой площади в домах-новостройках, после капитального ремонта, капитального ремонта с реконструкцией и перепланировкой и за выбытием граждан, поступающей в распоряжение административного округа; осуществляет контроль за ее своевременным заселением (оформлением), а также рациональное использование ее в целях обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения социальной защиты москвичей. Ежемесячно представляет руководителю Департамента отчет о поступлении и реализации жилой площади по всем направлениям.
В соответствии с п. 2.18. указанного Положения Управление рассматривает заявления, предложения, письма и жалобы граждан, а также предприятий и организаций.
В соответствии с п. 1.1 Типового Положения Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе является структурным подразделением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Управление не является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании Положения о Департаменте и Положения об Управлении.
Аналогичные нормы закреплены в п. 4.3, 2.3.10 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. № 766-ПП, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений.
Согласно данным Единого жилищного документа, представленного представителем ответчика, по состоянию на 04 сентября 2009 года в <адрес>, расположенной по адресу: Москва, <адрес> имелось две освободившихся комнаты – 14,8 кв.м. и 11,1 кв.м. (л.д. 61-63).
Таким образом, ответ Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО об отсутствии сведений об освободившихся жилых помещениях является не достоверным.
Поскольку к прямыми обязанностями Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы, являющегося структурным подразделением Департамента, отнесен учет поступления жилой площади за выбытием, более того, о наличии освободившейся жилой площади было сообщено истцом ФИО1, отказ в рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении ей освободившейся комнаты является незаконным.
При этом данный отказ нарушает права истца на рассмотрение ее заявления во внесудебном порядке.
В силу требований ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ответчиком доказательств законности и обоснованности отказа в рассмотрении заявления, со ссылкой на нормы закона, представлено не было.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Устранение нарушений прав истца, в данном случае, возможно лишь путем рассмотрения ее заявления в установленном порядке.
Между тем, истец ФИО1 обратилась в суд за защитой нарушенного права в порядке искового производства, заявив одновременно с требованием о признании незаконными действий Департамента, также требование о предоставлении ей освободившейся комнаты, в рассмотрении которого ей было отказано Департаментом.
Поскольку требование ФИО1 о предоставлении освободившейся комнаты рассмотрено по существу судом, норма ст. 258 ГПК РФ об обязании ответчика устранить нарушение права, применена быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковые требования частично.
Признать незаконными действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявления о предоставлении свободной жилой площади.
В части удовлетворения требований ФИО1 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании предоставить освободившуюся комнату и заключить договор социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Измайловский районный суд г. Москвы.
Судья Ю.А. Смирнова