Решение по делу о признании не утратившим право на внеочередное получение жилья



Гр. дело №2-177/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Избербаш 23 июля 2010 года.

Избербашский городской суд в составе:

председательствующего судьи Раджабова А.А.,

при секретаре Муртузалиевой Л. Ю.,

с участием представителей ответчика: начальника жилищно-правового отдела и инспектора жилищно-правового отдела администрации городского округа «Город Избербаш» Хизриева М.М. и Алистановой Ф. Ф.; представителей органа опеки и попечительства администрации городского округа «Город Избербаш» Муслимова М.М. и Хасаевой М. М.; представителя Детского дома №7 г. Избербаш Кискаевой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению представителя Гюсеевой З.А., согласно доверенности, адвоката Магомедова М.Г. к администрации городского округа «Город Избербаш» о признании не утратившей право на внеочередное получение жилья и включении в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Установил:

Адвокат Магомедов М.Г., на основании доверенности 05 РД 605048 от 15 февраля 2010 года, обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Гюсеевой З.А., к ответчику администрации городского округа «Город Избербаш» о признании Гюсееву З. А. не утратившей право на внеочередное получение жилья и включении ее в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждая, что недавно Гюсеевой З.А. стало известно о том, что некоторые ее сверстники, которые вместе с ней воспитывались, в Избербашском Детском доме № 7, получили жилье. Из общения с ними ей стало известно о том, что согласно закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» местные органы власти обязаны обеспечить жильем указанную категорию лиц.

Гюсеева З.А. 1985 года по 2000 год воспитывалась в начале в дошкольном детском доме №8 г. Избербаш, а за тем с 1996г. по 2000 г. в Детском доме №7 г. Избербаш.

В 1997 году поступила и в 2000 году окончила ПТУ-20 города Избербаш. Во время учебы проживала в общежитии детского дома.

В 2001 года вступила в гражданский брак. Но вскоре брак распался. В 2002 году от брака у нее родилась дочь Г.А.К.

В настоящее время, она одна воспитывает несовершеннолетнюю дочь. Постоянного своего жилья в г. Избербаш не имеет. В зависимости от материального положения Гюсеева З.А. вынуждена проживать на разных съемных квартирах. В поисках заработка, часто приходится выезжать и за пределы республики. Пока Гюсеева З.А. находилась в стенах детского дома, ей и не приходилось задумываться о заработке, жилье, пропитании, поскольку была всем этим обеспечена. Но как только она вышла за стены детского дома оказалась совсем одна с одновременно навалившимися на нее всеми проблемами, да еще и с малолетним ребенком на руках.

В надежде получить свой угол она, через своего представителя обратилась в администрацию города Избербаш. Но оказалось, что ее вообще не ставили в очередь на получение жилья. Как ей разъяснили, указанный закон охватывает лиц названной категории лишь до 23 лет, и указали, что она утратила право, а об указанных обстоятельствах она не имела ни малейшего представления, и никто об этом ее не информировал.

В последствии, выяснилось, что дирекция Детского дома № 7 в числе других воспитанников в 2001 году передавала в администрацию сведения о Гюсеевой З.А. для постановки на учет для внеочередного обеспечения жильем. Часть ребят, из указанного списка, администрацией города была обеспечена жильем, а данных о Гюсеевой З.А. там не оказалось.

Согласно федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» местные органы власти обязаны ставить на учет детей сирот для внеочередного обеспечения

жильем. Но, по непонятным причинам администрация города Избербаш не поставила ее на учет.

Ни Гюсеева З.А., ни администрация Детского дома № 7 о причинах отказа в постановке на учет для внеочередного обеспечения жильем Администрацией г. Избербаш не уведомлялись.

Указанными действиями администрацией города Избербаш нарушено ее право на обеспечения жильем.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей данного закона детьми, оставшимися без попечения родителей являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. А также лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно ч.1 ст. 8 указанного ФЗ РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жил площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998; 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Обязанность органов исполнительной власти обеспечивать жилой площадью вне очереди по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей, была предусмотрена также данной статьей и в первоначальной редакцией.

В соответствии с ч.1 ст.49 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания при прекращении опеки (попечительства).

Гюсеева З.А. к моменту вступления в законную силу ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была в предусмотренном законом порядке признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, а поэтому она в соответствии с данным законом имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение вне очереди жилым помещением по месту жительства в г. Избербаш.

Однако, этим правом она воспользоваться не смогла в результате бездействия органов и учреждений, обязанных содействовать детям, оставшимся без попечения родителей, в осуществлении их прав.

Согласно ч.1 ст. 121 и ч.1 ст. 122 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей. Должностные лица учреждений дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Не смотря на требование вышеуказанных норм семейного права ни ПТУ № 22, в котором училась Гюсеева З.А., ни УСЗН г. Избербаш, где она получает пособие на ребенка, не сообщили об истице в орган опеки и попечительства. Администрация детского дома, в котором воспитывалась Гюсеева З.А., фактически выполняя функции попечителя истицы, не предприняла дальнейших попыток защиты прав. (Видимо это было связано с тем, что городская администрация не дала письменно официальный отказ о постановке на учет Гюсеевой З.А. для внеочередного получения жилья). В свою очередь орган опеки и попечительства г. Избербаш не выявил Гюсееву З.А. и не обеспечил ей возможность реализации прав на жилье, хотя в соответствии с вышеуказанными нормами обязан был это сделать.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данное конституционное право граждан, на жилище относится к основным правам человека.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Учитывая, что законодательством обязанность в реализации прав лиц, оставшихся без попечения родителей, возложена не на самих этих лиц, а на органы и учреждения социальной защиты и иных граждан, которые в случае с Гюсеевой З.А. ненадлежащим образом исполнили свои обязанности, в результате чего истица не смогла воспользоваться правом на внеочередное получение жилья. Считает, что это право Гюсеевой З.А. подлежит защите путем признания этого права.

Из-за того, что Гюсеева З.А. в установленный законом срок не была поставлена на учет на внеочередное приобретение жилья, не свидетельствует о том, что она перестала быть лицом, ставшимся без попечения родителей. Хотя и с учетом того, что истице уже исполнилось 23 года, но закон должен восторжествовать и истица должна быть поставлена на учет для внеочередного приобретения жилой площади.

В судебном заседании Магомедов М. Г., представляющий согласно доверенности интересы Гюсеевой З. А., поддержал свой иск и просил удовлетворить его по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители детского дома №7 г. Избербаш, а именно директор Абдуллаев С. И. и социальный педагог Кискаева М. К. поддержали иск Магомедова М. Г. в интересах Гюсеевой З. А. и просили удовлетворить его.

Представители администрации городского округа «Город Избербаш» Хизриев М. М. и Алистанова Ф. Ф. согласились с иском и пояснили, что если закон позволяет поставить Гюсееву З. А. на очередь для получения жилья вне очереди, они с этим согласны.

Представители органа опеки и попечительства администрации городского округа «Город Избербаш» Муслимов М. М. и Хасаева М. М. иск не признали и просили суд в его удовлетворении отказать.

Заслушав участников процесса и, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск Магомедова М. Г. в интересах Гюсеевой З. А. подлежит удовлетворению по ниже изложенным основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ: Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов».

Магомедов М. Г. обоснованно обратился в Избербашский городской суд за защитой нарушенных прав Гюсеевой З. А. на получения жилья на льготных условиях.

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ: «Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации».

Судом объективно установлено, что Гюсеева З. А., Дата обезличена года рождения, уроженка г. ..., с 17 января 1986 года по 22 августа 1989 года находилась в детском доме №8 г. Избербаш. / л. д. /.

Согласно письма главного врача РДРБ Гюсеева З., 12.06. 1982 года рождения поступила в Буйнакский дом ребенка по направлению Минздрава РД 02.06.1983 года. Переведена в Детский дом г. Избербаш 17.01.1986 года по направлению Министерства просвещения РД. / л. д. /.

С 1989 года до 1996 года, из показаний Магомедова М. Г. в интересах Гюсеевой З. А., директора Детского дома №7 и социального педагога детского дома №7, Гюсеева З. А. была удочерена.

С 1996 года по 2000 год Гюсеева З. А. воспитывалась и находилась в Детском доме №7 г. Избербаш и находилась на полном государственном обеспечении./ л. д. /.

Проживая в детском доме №7 г. Избербаш, Гюсеева З. А. с 1997 года по 2000 год, училась в профессиональном училище №22 г. Избербаш./ л. д. /.

Согласно справки директора детского дома №7 г. Избербаш следует, что сведения о воспитаннице Детского дома №7 г. Избербаш Гюсеевой З. А. были поданы в администрацию г. Избербаш для постановки на учет на внеочередное получения жилья, согласно списка выпускников Избербашского детского дома№7./ о. д. /.

Согласно списка выпускников Избербашского детского дома №7, представленного директором детского дома №7 г. Избербаш, из 11 выпускников, на 2001 год обеспечены жильем три человека. В списке имеется и фамилия Гюсеевой З. А. / л. д. /.

Таким образом, суд в совокупности исследовав изложенные выше материалы дела, приходит к выводу о том, что Гюсеева З. А. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ко времени рассмотрения дела, Гюсеева З. А. своего жилья не имела и не имеет, не получала компенсацию за неполученное жилье.

Как указано выше, администрацией детского дома №7 г. Избербаш, своевременно были представлены списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и Гюсеева З. А., как лицо, нуждающееся в получении жилья на льготных условиях в администрацию г. Избербаш.

То обстоятельство, что по вине администрации г. Избербаш Гюсеева З. А., своевременно не была принята на учет как лицо, нуждающееся в постановке на льготную очередь для получения жилья, не свидетельствуют о том, что она потеряла право на получения жилья на льготных условиях.

В судебном заседании сторона представляющая интересы Гюсеевой З. А. представила суду бесспорные доказательства о том, что Гюсеева З. А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, что администрацией по месту ее нахождения, своевременно были представлены документы на получения жилья для Гюсеевой З. А. на льготных условиях в администрацию г. Избербаш.

В то же время, представители органа опеки и попечительства не смогли представить суду обратное.

В соответствии со ст. 56 п. 1 ГПК РФ: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 25.11.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2009 г. полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований, т.е. на администрацию городского округа «город Избербаш».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Дагестан № 161 от 02.06.2009 «Об утверждении порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2, ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения, по договорам социального найма, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Изложенное выше дают суду основание прийти к выводу о том, что администрация городского округа «Город Избербаш» обязана обеспечить Гюсееву З. А. жилым помещением в размере установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 258 п. 1 ГПК РФ: «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, городской суд

Решил:

Удовлетворить исковое заявление Магомедова М.Г. в интересах Гюсеевой З.А..

Обязать администрацию городского округа «Город Избербаш» обеспечить Гюсееву З.А., Дата обезличена года рождения, проживающую по адресу: ... жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

Администрации городского округа «Город Избербаш об исполнении решения суда сообщить в Избербашский городской суд и Гюсеевой З. А. не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение десяти суток со дня вынесения, через городской суд.

Судья