Решение по делу о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета



Гражданское дело №2-242/2008

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 октября 2008 г. Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Исаева И. М.,

при секретаре Магарамовой Э. Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Избербаше дело по исковому заявлению Даидовой Н.Д. к Рабаданову М.Р., Шахбанову Г.М. и Гаджиевой Э.Ч. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Даидова Н. Д. обратилась в суд с иском к Рабаданову М. Р., Шахбанову Г. М. и Гаджиевой Э. Ч. о признании их утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета по адресу <адрес>.

В судебном заседании истица Даидова Н. Д. поддержала свои исковые требования и пояснила, что ответчики Рабаданов М. Р., Шахбанов Г. М. и Гаджиева Э. Ч. были зарегистрированы в принадлежавшей А.Г.М. на праве собственности части квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности на данную часть квартиры было передано истице - Даидовой Н. Д., по договору купли-продажи квартиры, нотариально удостоверенному и зарегистрированному в Избербашском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по РД ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с условиями заключенного договора в данной части квартиры проживают ответчики.

Однако фактически ответчики по данному адресу не проживали и не проживают, каких-либо сведений об их местонахождении она не имеет. Самостоятельно снять их с регистрационного учета она не может, поскольку для этого требуется получение их согласия на это. В связи с тем, что они зарегистрированы в ее квартире, коммунальные платежи оплачиваются ею в повышенном объеме, из расчета, что ответчики якобы проживают и пользуются предоставляемыми коммунальными услугами.

Начальником ОУФМС в снятии Рабаданова М. Р., Шахбанова Г. М. и Гаджиевой Э. Ч. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу отказано со ссылкой на отсутствие их личного заявления об этом либо необходимость получения судебного решения.

С учетом изложенного Даидова Н. Д. просила суд удовлетворить её иск и обязать ОУФМС снять Рабаданова М. Р., Шахбанова Г. М. и Гаджиеву Э. Ч. с регистрационного учета по данному адресу.

Принятыми судом мерами в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при назначении дела к разбирательству в судебном заседании установить фактическое местонахождение ответчиков не удалось, в связи с чем суд в соответствии со ст. 119 ГПК РФ.

Суд, заслушав объяснения истца Даидовой Н. Д., представителя ответчиков - адвоката Запиров М.З., допросив свидетеля А.Г.М. и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск Даидовой Н. Д. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Представитель третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - ОУФМС РФ по РД в                       <адрес> - будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не просил и об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель ответчика адвокат Запиров М.З. иск Даидовой Н. Д. не признал и просил суд отказать в его удовлетворении. При этом он признал обстоятельства, на которых истец основывал свои исковые требования: факт регистрации ответчиков в жилом помещении по адресу <адрес>; наличие договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ; фактическое непроживание ответчиков в указанном жилом помещении; и суд в соответствии со ст. 68 ГПК РФ принял это признание.

Как показал суду свидетель А.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ он продал истице Даидовой Н. Д. часть квартиры по адресу <адрес>. До продажи своей части квартиры, в разное время, он прописал в квартире ответчиков - Рабаданова М. Р., Шахбанова Г. М. и Гаджиеву Э. Ч., по просьбе последних с целью облегчения их трудоустройства в г. <адрес> Фактически эти лица никогда в данной квартире не проживали. Ко времени продажи квартиры Даидовой Н. Д. они все находились за пределами <адрес>, где именно - он не знает. Поскольку для снятия их с регистрационного учета требуется получения их согласия на это, он до продажи квартиры не смог их снять с регистрационного учета, так как не мог связаться с ними, определить их местонахождение.

Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, его п. 1,                   А.Г.М. продал Даидовой Н. Д. часть квартиры, находящуюся по адресу:                    <адрес>. Согласно п. 11 договора в указанной части квартиры проживают Рабаданов М. Р., Шахбанов Г. М. и Гаджиева Э. Ч. Договор удостоверен в нотариальном порядке (запись в реестре ), ДД.ММ.ГГГГ произведена госрегистрация договора в Избербашском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по РД.

Из домовой книги усматривается, что на регистрационном учете в <адрес> значатся Рабаданов М.Р., Гаджиева Э.Ч. и Шахбанов Г.М..

Согласно письма начальника ОУФМС от ДД.ММ.ГГГГ Даидовой Н. Д. отказано в снятии с регистрационного учета Самадовой З. М. в связи с отсутствием волеизъявления последних на это и рекомендовано обратиться по этому вопросу в суд для признания их утратившими право пользования соответствующим жилым помещением.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе:

    1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

       …4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется путем:

…5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно ст. 558 ГК РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ч. 7 ст. 31 ЖК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Как указано выше, Даидова Н. Д. заключила договор купли-продажи квартиры, включив в соглашение условие о проживании в квартире определенных лиц. В судебном заседании установлено, что ответчики фактически никогда не проживали по указанному адресу и их регистрация в данном жилом помещении не имела реальной цели закрепления за ними права пользования жилым помещением, место их жительства в настоящее время неизвестно, из чего суд приходит к выводу, что право пользования жилым помещением в том смысле, в каком оно вытекает из существа жилищных правоотношений (то есть проживание по соответствующему адресу) ответчикам фактически не предоставлялось и ими не реализовывалось.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства исковые требования Даидовой Н. Д. подтвердились установленными судом обстоятельствами, доводы истца в обоснование своего иска нашли свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3, 10, 11, 30 и 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 558 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 197-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Даидовой Н.Д. удовлетворить.

Признать Рабаданов М.Р., Шахбанова Г.М. и Гаджиеву Э.Ч. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Обязать ОУФМС в РД по <адрес> снять Рабаданов М.Р., Шахбанова Г.М. и Гаджиеву Э.Ч. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РД в течение десяти дней со дня вынесения.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.

Судья                                        Исаев И. М.