приговор от 10/06/2010



Дело Номер обезличен – 432 / 10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2010 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Батоцыреновой Р.Б.,

с участием помощника прокурора Бурятской транспортной прокуратуры по доверенности Меньшиковой И.В.,

представителя открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал» по доверенности Соколова М.Е.,

представителя отдела имущественных и земельных отношений МО «Иволгинский район» по доверенности Эрхитуева Ж.Г.,

представителя администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское», автономного учреждения по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» по доверенности ФИО4,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское», автономному учреждению по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки

у с т а н о в и л:

Бурятский транспортный прокурор обратился в Иволгинский районный суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о санитарном благополучии населения в сфере природоохранного законодательства. В результате проверки было выявлено, что с юго – западной стороны за периметром ограждения аэродрома ... вдоль грунтовой дороги по направлению к ... на протяжении около 800 метров, шириной около 5 метров имеется несанкционированная свалка.

Предъявляет требования в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское», автономному учреждению по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

В судебном заседании помощник прокурора Бурятской транспортной прокуратуры ФИО1, действующая на основании доверенности, требования о возложении обязательства по поводу ликвидации свалки с юго–западной стороны прилегающей за периметровым ограждением ОАО «Аэропорт «Байкал», поддержала в полном объеме. При этом суду пояснила, что в прокуратуру обратилось руководство ОАО «Аэропорт Байкал». В ходе проверки было выявлено, что с юго–западной стороны аэродрома за ограждением имеется несанкционированная свалка, она расположена в границах МО СП «Нижнеиволгинское». Не принятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ст. ст. 20, 42 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредное влияние на его жизнь и здоровье. Кроме этого, данная свалка расположена в санитарно – защитной зоне аэропорта и скопление на них птиц создает угрозу безопасности полетов, так как имеется большая вероятность попадания птиц в двигатель самолета. Исходя из этого, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и просит обязать администрацию МО СП «Нижнеиволгинское», автономное учреждение по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки.

Представитель открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал» по доверенности ФИО2 поддержал заявленные исковые требования прокурора в полном объеме, при этом суду пояснил, что ОАО «Аэропорт Байкал» обеспечивает перевозки авиапассажиров, почты, багажа и грузов, расположено в непосредственной близости от жилого массива, в случае возникновения инцидентов создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Представитель отдела имущественных и земельных отношений МО «...» по доверенности ФИО3 не оспаривает то обстоятельство, что земля, где расположена несанкционированная свалка, является собственностью МО «...» ....

Представитель администрации МО СП «Нижнеиволгинское» автономного учреждения по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» по доверенности ФИО4, иск прокурора не признал, при этом суду пояснил, что согласно ФЗ Номер обезличен каждый собственник земли несет ответственность за свою территорию, и что собственником земельного участка является МО « ...» ..., а в их полномочия входит сбор и вывоз бытовых отходов. Жителями поселения заключены договора с автономным учреждением по благоустройству «Родник» на вывоз мусора, свалка образована населением .... На свалке установлен аншлаг о том, что свалка мусора запрещена.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 178 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Номер обезличен от Дата обезличена г., к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Это же положение закреплено в ч.1 ст.2 Устава МО СП «Нижнеиволгинское». Кроме этого ст. 21 ч. 2 ФЗ РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В этом направлении ответчиком проделывается определенная работа. В частности как видно из материалов дела ими заключаются договора на ликвидацию несанкционированных свалок. Однако данных мер недостаточно, так как свалка образовалась вновь.

Как следует из материалов дела в границах МО СП «Нижнеиволгинское», с юго-западной стороны за периметровым ограждением «ОАО «Аэропорт Байкал» выявлена несанкционированная свалка. Данное обстоятельство подтверждается актом от Дата обезличена г. и не отрицается представителем ответчика МО СП «Нижнеиволгинское» и АУ «Родник». Отсутствие надлежащей организации регулярного сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, работы с населением, непринятие мер к нарушителям санитарного законодательства способствует образованию несанкционированных свалок. Это объективно подтверждено в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств, а также пояснениями участников процесса. Данные нарушения со стороны администрации МО СП «Нижнеиволгинское», непринятие достаточных мер в сфере санитарной очистки закрепленной территории влекут за собой нарушение конституционных прав граждан РФ, жителей сел, на благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, судом установлено, что место нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ, о целевом использование земельных участков и недопущении из загрязнения и захламления, ст. ст. 42, 51, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми лица, в том числе и юридические, обязаны соблюдать требования об охране окружающей среды, а утилизация отходов производства и потребления должна быть безопасной. Не соблюдение вышеуказанных норм, образование несанкционированной свалки в санитарно – охранной зоне аэропорта, скопление там птиц, создает реальную угрозу безопасности полетов воздушных судов, чем нарушается ст. 46 Воздушного кодекса РФ.

Порче земли в результате ее захламления и загрязнения нередко способствует бездействие органов местной власти, надлежащим образом не организовавших сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, не оборудовавших место складирования отходов, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территориях муниципальных образований не осуществляется.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от Дата обезличена г. "Об отходах производства и потребления" запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 3 ФЗ от Дата обезличена г. "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от Дата обезличена г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Доводы представителя ответчика, что принимаются меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, суд находит несостоятельными. В частности, в силу ст.56 ГПК РФ не представлено достаточных доказательств, в силу которых суд мог бы прийти к выводу, что ими выполняется требование закона.

Довод представителя ответчика о том, что собственником земельного участка является МО» ...» ..., суд не принимает во внимание, в связи с тем, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию районной администрации. Это обстоятельство не может являться основанием для признания со стороны администрации МО «...» незаконного бездействия по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, так как в данном случае она образована по вине сельской администрации, не организовавшей в надлежащем виде сбор и вывоз отходов и мусора.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что Бурятским транспортным прокурором, требование признании о понуждении ответчика к ликвидации несанкционированной свалки, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушаются конституционные права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 195 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское», автономному учреждению по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки

удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское», автономное учреждение по благоустройству «Родник» администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную с юго–западной стороны ограждения ОАО «Аэропорт Байкал» в срок до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Батоцыренова Р.Б.