Решение от 31 мая 2010 года.



Дело № 2 – 426 / 10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 мая 2010 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Батоцыреновой Р.Б.,

с участием представителя Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Костроминой Е.Ю. по доверенности,

представителя ответчика - муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО9.,

представителя Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования по доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО6

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности от Дата обезличена года ФИО7

при секретаре ФИО8

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок

у с т а н о в и л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Иволгинский районный суд, с исковым заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой с совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия и Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования, представителями администрации муниципального образования сельское поселение «Нижнеиволгинское» на основании заявления жителей села Нижняя Иволга проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории села Нижняя Иволга. В результате проверки выявлено две несанкционированных свалки твёрдых бытовых отходов: в селе Нижняя Иволга, в конце улицы Дондукова, в направлении бывшей молочно-товарной фермы, площадью около 2,5 гектаров, объёмом около 700 кубометров; в районе выезда из села Нижняя Иволга, по направлению в село Хойто-Бэе, рядом с улицей Дондукова, площадью около 1 гектара, объёмом около 80 кубометров. Согласно справке Управления Роспотребнадзора по РБ от Дата обезличена года и Бурприроднадзора от Дата обезличена года, возникновение вышеуказанных несанкционированных свалок является следствием ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов от населения села Нижняя Иволга со стороны администрации муниципального образования «сельское поселение «Нижнеиволгинское». Считают, что органами местного самоуправления муниципального образования «сельское поселение «Нижнеиволгинское» не приняты меры, направленные на ликвидацию указанных несанкционированных свалок. Предъявляет требования о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.

В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Костромина Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, уточнила исковые требования в части срока исполнения решения суда до 30 июня 2010 года.

Представитель администрации МО СП «Нижнеиволгинское» ФИО9 действующий на основании доверенности, иск прокурора признал в полном объеме. При этом суду пояснил, что свалки действительно расположены в границах сельского поселения. Свалка, расположенная в селе Нижняя Иволга, в конце улицы Дондукова, в направлении бывшей молочно-товарной фермы, на сегодняшний день ликвидирована наполовину, продолжается дальнейшая работа. Имеющиеся несанкционированные свалки обязуются ликвидировать в течение трех недель.

Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования ФИО6 действующий на основании доверенности, требования прокурора поддерживает. При этом суду пояснил, что свалки находятся на территории муниципального образования сельского поселения «Нижнеиволгинское». Просит требования прокурора удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности от Дата обезличена года ФИО7 требования прокурора поддержал в полном объеме, при этом предложил МО СП «Нижнеиволгинское» принять генеральную схему очистки населенного пункта, определить должностное лицо, ответственное за исполнение генеральной схемы очистки населенного пункта, проводить периодический внутренний контроль за исполнением генеральной схемы очистки населенного пункта.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан, обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Статьей 44 Закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Статьей 12 Закона запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон. Согласно требованиям статьи 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.В соответствии с требованиями статьи 22 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона, пунктом 17 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования «сельское поселение «Нижнеиволгинское», к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что свалка, расположенная в селе Нижняя Иволга, в конце улицы Дондукова, в направлении бывшей молочно-товарной фермы, на сегодняшний день ликвидирована наполовину, продолжается дальнейшая работа. Имеющиеся несанкционированные свалки обязуются ликвидировать в течение трех недель. В частности в ходе судебного заседания представителем ответчика представлена справка о том, что жителями поселения заключаются договора на вывоз бытовых отходов с автономным учреждением по благоустройству «Родник», вывоз осуществляется согласно графика. Однако данных мер недостаточно, так как свалка образовалась вновь. Как следует из материалов дела в границах МО СП «Нижнеиволгинское» выявлены несанкционированные свалки. Данное обстоятельство подтверждается справками от Дата обезличена и Дата обезличена года, и не отрицается представителем ответчика МО СП «Нижнеиволгинское». Отсутствие надлежащей организации регулярного сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, работы с населением, не принятие мер к нарушителям санитарного законодательства способствует образованию несанкционированных свалок. Это объективно подтверждено в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств, а также пояснениями участников процесса. Данные нарушения со стороны администрации МО СП «Нижнеиволгинское», не принятие достаточных мер в сфере санитарной очистки закрепленной территории влекут за собой нарушение конституционных прав граждан РФ, жителей сел, на благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, судом установлено, что место нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства, в соответствии с которыми лица, в том числе и юридические, обязаны соблюдать требования об охране окружающей среды, а утилизация отходов производства и потребления должна быть безопасной.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором, требование признании о понуждении ответчика к ликвидации несанкционированных свалок, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушаются конституционные права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 195 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить, обязать администрацию МО СП «Нижнеиволгинское» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в селе Нижняя Иволга, в конце улицы Дондукова, в направлении бывшей молочно-товарной фермы, площадью около 2,5 гектаров, объёмом около 700 кубометров; в районе выезда из села Нижняя Иволга, по направлению в село Хойто-Бэе, рядом с улицей Дондукова, площадью около 1 гектара, объёмом около 80 кубометров до 30 июня 2010 года

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Иволгинского районного суда Батоцыренова Р.Б.