Дело № 2 – 625 /10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2010 г. Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Балачук Т.А.,
при секретаре Жамсарановой Е.А.,
с участием прокурора Цыреновой Ч.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по иску прокурора Иволгинского района в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Гурульбинское», АУ по благоустройству «Тайшихино», ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, суд
У С Т А Н О В И Л :
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) проведена проверка порядка использования земельного участка с кадастровым номером №, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГОУ ВПО «Бурятская ГСХА», расположенного по адресу: <адрес>. В процессе проверки выявлено, что на указанном земельном участке вдоль дороги имеется несанкционированная свалка. Кроме этого, в черте территории МО СП «Гурульбинское» в №, также находится несанкционированная свалка мусора. Так как обе несанкционированные свалки располагается в рамках границ ведения ответчиков, обращаясь в суд, прокурор просит обязать ответчиков их ликвидировать.
В судебном заседании помощник прокурора Цыренова Ч.Б. требования о возложении обязательства по поводу ликвидации вновь образованных свалок около <адрес> поддержала в полном объеме. При этом суду пояснила, что в прокуратуру обратился руководитель федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) о принятии мер прокурорского реагирования по акту проверки Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данного акта на участке проведена проверка порядка использования земельного участка с кадастровым номером №, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГОУ ВПО «Бурятская ГСХА», расположенного по адресу: <адрес>, а также в <адрес>. В процессе проверки выявлено, что на указанных земельных участках имеются несанкционированные свалки. Они расположены на территории МО СП «Гурульбинское» и на участке, закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГОУ ВПО «Бурятская ГСХА». Не принятие мер к ликвидации несанкционированных свалок нарушают ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 20, 42 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредное влияние на его жизнь и здоровье. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Исходя из этого, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и просит обязать администрацию МО СП «Гурульбинское», АУ по благоустройству «Тайшихино», ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» провести мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель администрации МО СП «Гурульбинское» ОСМ, действующая на основании постоянной доверенности, иск прокурора признала. При этом суду пояснила, что свалка действительно расположена в границах сельского поселения. На территории с. Гурульба имеется место для временного хранения мусора, однако по предписанию Роспотребнадзора данная свалка подлежит ликвидации. Чтоб не производить двойные траты администрацией принято решение при поступлении денежных средств производить вывоз мусора на полигон ТБО в с. Сотниково. Имеющуюся несанкционированную свалку обязуются ликвидировать при открытии полигона ТБО в Сотниково.
Представитель АУ «Тайшихино» в лице руководителя САН, действующего в силу своих полномочий, требования прокурора также признал. При этом суду пояснил, что у администрации района ими наводились справки по поводу времени открытия полигона в с. Сотниково, где пояснили, что при проведении аукциона по организации работы полигона не было подано ни одной заявки. Имеющееся ООО «Полигон» отказывается производить работы. На счету АУ денежных средств нет. При поступлении денежных средств в первую очередь запланировано исполнение предписаний Госпожнадзора на сумму 60000 руб. Вывозить мусор на свалку в п. Вахмистрово обходится очень дорого, и без финансирования таких трат учреждению их не осилить. Сами свалки в основном состоят из мусора, производимого население самовольно возведенных строений, которые продолжают возводиться без разрешения.
Представитель ФГОУ ВПО «БГСХА» АЕА исковые требования признала, пояснила, что ими предпринимались попытки согласовать вывоз мусора на полигон в с. Вахмистрово, однако администрация МО «Тарбагатайский район» пояснила, что ближайшие полгода к ним можно не обращаться по этому поводу, так как возможностей для дополнительного складирования мусора на полигоне нет. Полагает, что согласовав действия с МО СП «Гурульбинское» ликвидируют свалку, выделят технику и организуют на работу студентов.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Иволгинском районе ЧОА исковые требования полагает заявленными обоснованно. Образование свалок представляет угрозу для населения. Организация временных мест для хранения ТБО предусмотрена сроком на 6 месяцев, после чего мусор вывозится на полигоны, утилизируется. Срок ввода в эксплуатацию полигона в с. Сотниково неизвестен, так как не получено разрешение Ростехнадзора.
Выслушав участников процесса, приняв признание иска ответчиками, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Проверкой установлено, что БГСХА на территории земельного участка категории для сельскохозяйственного использования, находящегося в безвозмездном срочном пользовании, допущено самовольное строительство около 50 домов, вывоз бытовых отходов от которых не организован. В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Как следствием невыполнения данных норм на участке, находящемся в пользовании БГСХА допущено несанкционированное складирование бытовых отходов.
Непосредственно за границами данного участка на территории МО СП Гурульбинское также несанкционировано складированы бытовые отходы. Исполнение функций по сбору и вывозу бытовых отходов администрацией МО СП Гурульбинское передано Автономному учреждению по благоустройству «Тайшихино», которое исполняет данные функции в пределах полученного задания и финансирования.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.
В статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 17 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования сельское поселение «Гурульбинское» к вопросам местного значения сельского поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. В соответствии с п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений, организаций, парки, скверы, площади, места общего пользования, места отдыха.
В нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение «Гурульбинское», БГСХА не приняты меры по благоустройству данной территории для использования в сельскохозяйственных целях, вышеуказанные несанкционированные свалки не ликвидированы.
Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором требование о понуждении ответчика к ликвидации несанкционированной свалки, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушаются конституционные права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 195 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Иволгинского района к МО СП «Гурульбинское», АУ «Тайшихино», ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» удовлетворить.
Обязать МО СП «Гурульбинское», АУ «Тайшихино» принять
меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых
бытовых отходов вдоль границ земельного участка с кадастровым номером
№ расположенную в <адрес>.; 2) расположенную в черте территории сельского поселения Гурульбинское в <адрес>
Обязать ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером № расположенной в <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.
Судья : Т.А. Балачук