решение от 26.10.2010.



Дело № 2 – 653 / 10 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 г., Федеральный судья Иволгинского районного суда Республики Бурятия Балачук Т.А.,

при секретаре Жамсарановой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по иску Шигаевой Р.И. к СНТ «Лесовод»» о включении садового участка в наследственную массу, суд

У С Т А Н О В И Л :

ШБА являлся членом СНТ «Лесовод». Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за № гражданам – членам СНТ Лесовод» в общую совместную собственность был выделен земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ ШБА умер. Так как при жизни он не оформил свои права на выделенный земельный участок, обращаясь в суд Шигаева Р.И., его наследник, просит включить вышеуказанный земельный участок в наследственную массу, оставшуюся после смерти ее сына.

Истец Шигаева Р.И. в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя.

Представитель истца Шигаевой Р.И. КВИ, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме. При этом суду пояснил, что сын его доверителя ШБА с 1998 г. был членом СНТ «Лесовод». При жизни он освоил земельный участок, занимался огородничеством, построил на нем дачный домик. При жизни ШБА стали готовить документы для приватизации земельных участков. И он, как член СНТ, был включен в список членов, которым земельный участок передавался в общую совместную собственность. Однако ШБА умер, не успев получить Свидетельство о государственной регистрации права собственности на садовый участок. Поэтому он не включен в наследственную массу. Шигаева Р.И., как наследник, не может оформить на него свои права. Поэтому просит включить выделенный земельный участок, принадлежащий сыну его доверителя на праве собственности, в наследственную массу, оставшуюся после его смерти.

Представитель СНТ «Лесовод» в лице председателя КАВ, действующего в силу своих полномочий, против включения земельного участка, выделенного в установленном порядке умершему сыну истца, не возражает. ШБА со дня вступления его в СНТ, получив земельный участок, освоил его, использовал по прямому назначению. СНТ согласно, чтоб он перешел к его наследникам. Дело просил рассмотреть в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется соответствующее заявление.

Выслушав участников процесса, приняв признание иска ответчиком, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что требования Шигаевой Р.И. заявлены обосновано и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании, ШБА с 1998 г. являлся членом садоводческого товарищества, в настоящее время СНТ «Лесовод». Как члену СНТ, ему был предоставлен земельный участок № на <адрес>. В 2004 г. правлением СНТ начата приватизация земельных участков. Сын истца был включен в список членов, которым земельный участок предоставлялся в общую совместную собственность. Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, гражданам – членам СНТ «Лесовод» предоставлен в общую совместную собственность (бесплатно) земельный участок площадью 10 га. При этом право собственности членов СНТ подлежало государственной регистрации. Согласно приложению к данному постановлению, в списке членов СНТ «Лесовод» которым земельный участок был предоставлен в общую совместную собственности, под № № значится ШБА Данное обстоятельство подтверждается, кроме пояснений представителя истца и ответчика, членской книжкой ШБА, копией вышеуказанного постановления и приложения к нему, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей УГБ и КЛЕ, которые пояснили, что ШБА являлся членом СНТ с 1998 г., его участок был освоен и на нем построен дачный домик, как все члены СНТ он изъявлял желание участвовать в приватизации. Подготовка документов для этого была начата при его жизни. Однако в списках членов, которым был выделен земельный участок, значился.

В данном случае предметом собственности было недвижимое имущество, право собственности на которое, в соответствии со ст. 219 ГК РФ, возникает с момент его регистрации. Однако при жизни ШБА сделать это не мог по вышеуказанным обстоятельствам Исходя из чего, он в УФРС РФ по РБ Свидетельство о государственной регистрации права собственности на выделенный земельный участок получить не смог. Вместе с тем выделенным земельным участком ШБА пользовался со дня выделения и до своей смерти. Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели УГБ, КЛЕ, которые пояснили, что хорошо знали умершего ШБА

В соответствии со ст. 135 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Это, как установлено в суде, умершим ШБА сделано не было. Данное обстоятельство подтверждается справками Управления федеральной регистрационной службы по РБ, Ростехинвентаризации по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ШБА умер. После его смерти осталось наследство. В соответствии со ст. 1112 ГПК РФ, в состав наследственной массы входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе права и обязанности. Так как земельный участок был выделен ШБА под садоводство в общую совместную собственность членов СНТ «Лесовод», но по объективным причинам он не смог зарегистрировать свое право, то суд находит, что на день его смерти спорное имущество принадлежало ему. Поэтому оно подлежит включению в наследственную массу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Шигаевой Р.И. удовлетворить, включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ее сына ШБА, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, садовый участок, расположенный по адресу <адрес> РБ СНТ «Лесовод» улица <данные изъяты>, участок №.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья : Т.А. Балачук