Дело № 2 – 636 / 10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российский Федерации
17 сентября 2010 г., Федеральный судья Иволгинского районного суда Республики Бурятия Балачук Т.А.
при секретаре Жамсарановой Е.А.
с участием прокуроров Алиева В.С., Костроминой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по иску Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с федеральным законодательством, суд
У С Т А Н О В И Л :
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно – эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории Иволгинского района Республики Бурятия. В результате проведенной проверки было установлено, что администрации МСО «Иволгинский район проявляет бездействие по исполнению полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных районов. Обращаясь в суд, истец просит признать данное бездействие незаконным и понудить ответчика организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель Восточно – Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры помощник прокурора Алиев Р.С. и помощник прокурора Иволгинского района РБ Костромина Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме. При этом суду пояснили, что согласно информации и.о. главы муниципального образования «Иволгинскии район», в Иволгинском районе имеются санкционированные свалки, расположенные на территориях сельских поселений: в сёлах Оронгой, Кибалино, Ганзурино, Кокорино, Гильбира, Ключи, Красноярово, Калёново, Колобки, Верхняя Иволга, Нижняя Иволга, Иволгинск. Установлено, что на территории муниципального образования «Иволгинский район» полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления муниципального образования «Иволгинский район» не организована. Меры к организации утилизации переработки бытовых и промышленных отходов не приняты, финансовые средства на 2010 год в бюджете муниципального района на указанные цели не предусмотрены. Из информации и.о. главы администрации муниципального образования «Иволгинский район» Б, главы муниципального образования «Иволгинский район» Ц следует, что в 2010 году при администрации Иволгинского района создано муниципальное автономное учреждение «<данные изъяты>», которое осуществляет утилизацию бытовых отходов на свалке в селе Иволгинск путём сталкивания мусора в котлован. Фактически указанное автономное учреждение не осуществляет утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, поскольку сталкивание мусора в котлован на свалках утилизацией согласно вышеперечисленным требованиям закона не является. Доводы администрации муниципального образования «Иволгинский район» о том, что на территории района промышленные предприятия и промышленные отходы отсутствуют, не могут быть приняты во внимание, поскольку законом не предусмотрена зависимость решения вопроса об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов от каких-либо условий, в том числе, наличия или отсутствия промышленных предприятий и отходов. Таким образом, вопреки перечисленным требованиям федерального законодательства, органами местного самоуправления муниципального образования «Иволгинский район» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют. Исходя из этого, просит данное бездействие признать незаконным и обязать ответчика принять меры к организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в соответствии с федеральным законодательством.
Представитель администрации МО «Иволгинский район» Баханов О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал. При этом суду пояснил, что полномочия, в том числе и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – это право, а не обязанность органов местного самоуправления. Администрацией МО «Иволгинский район» РБ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" принимаются меры по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, т.е. обеспечению условий проживания в благоприятных условиях окружающей среды. Так, разработана проектно-сметная документация строительства полигона твердых бытовых отходов в районе с.Сотниково, получено положительное заключение государственной экспертизы, отведен земельный участок. Идут работы по разработке проектно-сметной документации строительства полигона твердых бытовых отходов в с.Иволгинск, земельный участок также отведен. Создано автономное учреждение «<данные изъяты>», одной из целей деятельности которого является организация утилизации и переработки отходов потребления. Построен и сдан в эксплуатацию скотомогильник в районе с.Иволгинск. В населенных пунктах на территории муниципального района : селах Нижняя Иволга, Верхняя Иволга, Иволгинск, Сотниково, Гурульба осуществляется сбор мусора и вывоз его на санкционированные свалки.
Представители третьих лиц Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Левин А.А., и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Чердонов О.А., действующие на основании доверенностей, требования прокурора поддержали. При этом суду пояснили, что вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся федеральным законодательством и Уставом МО «Иволгинский район» к вопросам местного значения, которые должны решать муниципальные органы. Эта работа на территории Иволгинского района практически не ведется. Не отрицают того обстоятельства, что готовится документация на строительство 2–х полигонов для твердо – бытовых отходов. Но данная работа проводится медленно. Утилизация происходит путем складирования и утромбования мусора в котлованы, что не соответствует требованиям закона. Фактически работа по утилизации в районе не проводится.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что иск подан не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. В данном случае, обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как отсутствие организации в соответствии с требованиями федерального законодательства утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Иволгинского района влечёт образование несанкционированных свалок, что способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия.
Обращаясь в суд, прокурор просит признать незаконными бездействия администрации МО «Иволгинский район» по исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с федеральным законодательством. При этом представитель истца в судебном заседании ссылается на ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав МО «Иволгинский район» и другие нормативные акты.
Действительно, в соответствии со ст. 15 п. 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Это же положение содержится и в ст. 5 п. 14 Устава МО «Иволгинский район».
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Обосновывая свои требования о признании незаконным бездействия администрации МО «Иволгинский район» истец утверждает, что ответчиком вообще никаких мер к решению вопроса о переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов не предпринимается, что на территории муниципального образования «Иволгинский район» полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления муниципального образования «Иволгинский район» не организована. Меры к организации утилизации переработки бытовых и промышленных отходов не приняты, финансовые средства на 2010 год в бюджете муниципального района на указанные цели не предусмотрены.
Вместе с тем данные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании. В частности, как пояснил, представитель администрации района разработана проектно-сметная документация строительства полигона твердых бытовых отходов в районе с.Сотниково, получено положительное заключение государственной экспертизы, отведен земельный участок. Идут работы по разработке проектно-сметной документации строительства полигона твердых бытовых отходов в с.Иволгинск, земельный участок также отведен. Создано автономное учреждение «<данные изъяты>», одной из целей деятельности которого является организация утилизации и переработки отходов потребления. Построен и сдан в эксплуатацию скотомогильник в районе с. Иволгинск. В населенных пунктах на территории муниципального района: селах Нижняя Иволга, Верхняя Иволга, Иволгинск, Сотниково, Гурульба осуществляется сбор мусора и вывоз его на санкционированные свалки. Данное обстоятельство подтверждается копиями положительного заключения государственной экспертизы на объект капитального строительства полигона ТБО в с. Сотниково Иволгинского района РБ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ муниципальным контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией МО «Иволгинский район» с ОАО «Б», предметом которого является разработка проектно – сметной документации на строительство полигона ТБО в с. Иволгинск Иволгинского района РБ, разрешения на ввод в эксплуатацию скотомогильника? расположенного в с. Иволгинск Иволгинского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которому данный объект недвижимости был принят в муниципальную собственность, договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым скотомогильник передан в пользование администрации МО СП «Иволгинское», выпиской из муниципального правового акта о бюджете, согласно которому решением № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в местный бюджет и заложены инвестиции на строительство полигона ТБО в с. Сотниково Иволгинского района РБ и прочие мероприятия по благоустройству населенных пунктов, в том числе и содержание полигона ТБО в с. Иволгинск Иволгинского района РБ. Кроме этого, в материалах дела имеется Устав АУ по благоустройству «<данные изъяты>», в соответствии с которым одним из видов его деятельности является организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Учредителем данного предприятия является администрация МО «Иволгинский район».
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). В данном случае, ни в заявлении, ни в пояснениях представителей прокурора не указано, что конкретно не выполнено ответчиком во исполнение возложенных на них обязанностей по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов, а также что конкретно должна исполнить администрация района для устранения допущенных нарушений. Определением суда от 16.09.2010 г. заявителю было предложено уточнить заявленные требования. Однако в уточненных требованиях прокурор, ссылаясь на Концепцию обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ, утвержденной постановлением коллегии Госстроя от 22.12.1997 г., пояснил, что не существует какого – либо одного универсального метода переработки ТБО. Каждый регион его выбирает исходя их местных условий, а именно состава и свойства ТБО, изменения по сезонам года, годовой нормы накопления, климатических условий, потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсов и вторичном сырье, экономических факторов.
Однако как указывалось ранее, администрация района предпринимает меры по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. В частности, готовы документы и будет начато строительство полигона ТБО в с. Сотниково, готовится проектно – сметная документация по полигону ТБО в с. Иволгинск, сдан в эксплуатацию скотомогильник, создано предприятие, которое занимается утилизацией. Конечно, этих действий недостаточно и они подлежат активизации, так как разрешаются медленно. Однако у суда нет оснований полагать, что при разрешении вопроса об утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, со стороны администрации имеет место полное бездействие. В частности, как следует из письма Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ на имя природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на территории муниципального образования организовать переработку и утилизацию бытовых и промышленных отходов на санкционированных свалках не возможно, так как не соблюдается технология, условия приема отходов, а также не осуществляется производственный контроль за влиянием на грунтовые воды, почву и атмосферный воздух. Вместе с тем, на территории муниципального образования организовать переработку и утилизацию бытовых и промышленных отходов путем устройства полигонов твердых бытовых отходов возможно при условии соблюдения основного санитарного требования непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки, за исключением отходов 1, 2 – го классов опасности. Исходя из этого, на полигонах ТБО допускается производство утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Что касается доводов заявителя, что созданное предприятие АУ «<данные изъяты>» фактически не осуществляет утилизацию, а сталкивание отходов в котлован не может быть расценено как исполнение ими возложенных на них обязанностей, то он не может быть принят судом. В частности, как пояснил представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, такой способ может быть признан утилизацией. Однако при этом должны соблюдаться санитарные и технологические правила. Вместе с тем, стороной истца, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каких – либо доказательств, что данным предприятием нарушены требования СанПиН, представлено не было.
Не нашла своего подтверждения и ссылка заявителя о непринятии мер к финансированию мероприятий по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов. В частности представленная выписка из муниципального правового акта о бюджете подтверждает, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в местный бюджет и заложены инвестиции на строительство полигона ТБО в с. Сотниково Иволгинского района РБ и прочие мероприятия по благоустройству населенных пунктов, в том числе и содержание полигона ТБО в с. Иволгинск Иволгинского района РБ.
Анализируя вышеизложенное суд находит, что, так как в своих требованиях прокурор не указывает в чем конкретно проявляется бездействие администрации МО «Иволгинский район» при исполнении ими возложенных обязанностей по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, какие конкретно ими действия не выполнены для решения данного вопроса, а также какие конкретно действия она должна совершить для восстановления нарушенного права, то суд не может удовлетворить его требования, так как, принимая такое решение, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. На это же указывает и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с федеральным законодательством оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.
Судья : Т.А. Балачук