12.01.2011 Решение от 21.12.2010 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО `Иволгинский район` о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2 –776/ 10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 декабря 2010 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Батоцыреновой Р.Б.,

с участием представителя Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Костроминой Е.Ю. по доверенности,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Иволгинский район» по доверенности Баханова О.В.,

представителя Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Левина А.А.,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тышкенова Д.А.,

при секретаре Бахеевой О.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Иволгинский район» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки

у с т а н о в и л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Иволгинский районный суд, с исковым заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой совместно с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия и Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзора) при участии представителей администрации МО СП «Сотниковское» проведена проверка по обращению гр. П. В результате проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов в районе <адрес>, на земельном участке размером <данные изъяты>, объемом около <данные изъяты>. Земельный участок, где выявлена несанкционированная свалка отходов, расположен в 2 километрах от федеральной автодороги «<данные изъяты>» в юго-западном направлении и согласно письма МУ «Отдел имущественных и земельных отношений» администрации МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ находится в ведении администрации МО «Иволгинский район». Установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Иволгинский район» не приняты меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки.

Предъявляет требования о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке размером <данные изъяты>, в 2 километрах от федеральной трассы «<данные изъяты>» в юго-западном направлении, объемом около <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Костромина Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации МО «Иволгинский район» Баханов О.В., действующий на основании доверенности, иск прокурора не признал.

Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Левин А.А. действующий на основании доверенности, требования прокурора поддерживает. Просит требования прокурора удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Тышкенов Д.А. требования прокурора поддержал в полном объем.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан, обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Статьей 44 Закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Статьей 12 Закона запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон. Согласно требованиям статьи 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с требованиями статьи 22 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона к вопросам местного значения муниципального образования, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды также в соответствии с Законом входит в компетенцию муниципального района.

В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов в районе <адрес> на земельном участке размером <данные изъяты> в 2 километрах от федеральной автодороги «<данные изъяты>» в юго-западном направлении объемом около <данные изъяты>, до настоящего времени не ликвидирована.

Таким образом, судом установлено, что имеет место нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства, в соответствии с которыми лица, в том числе и юридические, обязаны соблюдать требования об охране окружающей среды, а утилизация отходов производства и потребления должна быть безопасной.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором, требование признании о понуждении ответчика к ликвидации несанкционированных свалок, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушаются конституционные права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 195 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить, обязать администрацию МО «Иволгинский район» до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в районе <адрес> на земельном участке размером <данные изъяты>, в 2 километрах от федеральной трассы «<данные изъяты>» в юго-западном направлении, объемом около <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Иволгинского районного суда Батоцыренова Р.Б.