Дело № 2 – 607 /10г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 г. Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Балачук Т.А., при секретаре Бахеевой О.Г., с участием прокурора Цыбенова Д.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по иску прокурора Иволгинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Иволгинский район», Управлению образования МО «Иволгинский район» о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровли основного здания и капитальный ремонт спортивного зала МОУ «Каленовская СОШ», суд У С Т А Н О В И Л : Прокуратурой района проведена проверка безопасности учреждений образования, в том числе антитеррористической защищённости данных объектов. В ходе проверки установлено, что здание МОУ «Каленовская СОШ» не соответствует требованиям безопасности для несовершеннолетних, именно кровля основного здания и спортивный зал школы находятся в аварийном состоянии. Обращаясь в суд, прокурор просит обязать ответчиков провести капитальный ремонт кровли основного здания школы и капитальный ремонт спортивного зала в срок до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании помощник прокурора Цыбенова Д.Н. требования о возложении обязанностей по капитальному ремонту кровли и спортзала школы поддержала в полном объеме. При этом суду пояснила, что с 2004г. кровля школы находится в аварийном состоянии, в связи с чем Управлением образования направлено обращение в администрацию о выделении денежных средств и включения в бюджет капитального ремонта кровли. С тех пор в школе неоднократно составлялись дефектные ведомости об аварийном состоянии кровли, данные работы неоднократно включались в план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях образования Иволгинского района. Однако до настоящего времени ремонт кровли не произведен. Аналогичная ситуация складывается и с капитальным ремонтом спортивного зала. Из года в год ремонт данных объектов, не соответствующих санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, систематически переносится. Таким образом, органами местного самоуправления не обеспечивается выполнение требований к безопасности образовательного процесса. Отсутствие защищённости школы, являющейся объектом массового пребывания людей, влечёт нарушение прав обучающихся, находящихся в здании школы, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что органы местного самоуправления являются собственниками общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений просит обязать ответчиков провести капитальный ремонт кровли и спортивного зала Каленовской школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ Представитель администрации МО «Иволгинский район» Баханов О.В., действующий на основании постоянной доверенности, иск прокурора не признал. При этом суду пояснил, что запланированный ремонт Каленовской школы неоднократно переносился ввиду того, что нет средств местного бюджета. Представитель Управления образования МО «Иволгинский район» Тогочиев Б.Ш., исковые требования признал, пояснив, что ремонт школы из года в год переносится ввиду отсутствия финансирования, дефектные ведомости переданы в Министерство образования, оттуда их переслали в Москву, где обещали выделить деньги из федерального бюджета в 2012г. Выслушав участников процесса, приняв признание иска ответчиком, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно п.4 ч. 1 с. 31 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 10.07,1992 № 3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Основными задачами образовательного учреждения являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Муниципальное образование «Иволгинский район» согласно п. 1.6 устава школы является собственником зданий помещений, в которых находится образовательное учреждение, и законом на них возложена обязанность по содержанию зданий и сооружений. Администрация МО «Иволгинский район» обладает функциями учредителя образовательного учреждения согласно п. 1.8 устава школы, от имени администрации функции и полномочия учредителя осуществляет районное управление образования МО «Иволгинский район». Учитывая эти обстоятельства, какие-либо строительные работы или иное переоборудование невозможно без согласования собственника. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся собственниками общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления " от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральный законом. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 26-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения расходные материалы: и хозяйственные нужды (за исключением расходов н содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти: субъекта Российской Федерации, Учитывая, что в смете образовательного учреждения отсутствуют денежные средства на проведение капитального ремонта кровли и капитального ремонта спортивного зада, ответственность за проведение работ возлагается на муниципальное образование Иволгинский район в лице его органов управления. Бездействие ответчиков противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, как предусмотрено нормами ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором требование о понуждении ответчика к проведению капительного ремонта кровли основного здания и капитального ремонта спортивного зала МОУ «Каленовская СОШ», правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как количество лиц, чьи интересы затрагивают настоящие исковые требования многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива. Кроме того несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно] обратиться в суд за защитой своих прав. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 195 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Иволгинского района к администрации МО «Иволгинский район», Управлению образования МО «Иволгинский район» удовлетворить. Обязать администрацию МО «Иволгинский район», Управление образования МО «Иволгинский район» провести капитальный ремонт кровли основного здания и капитальный ремонт спортивного зала муниципального образовательного учреждения «Каленовская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней. Судья : Т.А. Балачук