Дело № 2 – 644 / 11 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 октября 2011 г. Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Балачук Т.А., при секретаре Жамсарановой Е.А., с участием прокурора Бородиной В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по заявлению Дансарунова Б.А. к Совету депутатов МО «Иволгинский район» о признании незаконными действий по проведению публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», признании результатов публичных слушаний незаконными, возложить обязанность по устранению допущенных нарушений, суд У С Т А Н О В И Л : Решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011 г., за № 334, опубликованным в газете «Жизнь Иволги» 29.07.2011 г., № 29, на 29.08.2011 г. были назначены публичные слушания по проекту решения «О внесение изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». 29.08.2011 г. вышеуказанные публичные слушания были проведены. Обращаясь в суд, Дансарунов Б.А. просит признать незаконными действия Совета депутатов МО «Иволгнинский район» по проведению публичных слушаний, а также признать незаконными результаты этих слушаний. Заявитель Дансарунов Б.А в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя. Представитель Дансарунова Б.А. Дамбаев Ю.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме. При этом суду пояснил, что в газете «Жизнь Иволги» от 29.07.2011 г. было опубликовано решение Совета депутатов МО «Ивогинский район» за № 334 от 27.07.2011 г. о назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». В нарушении положений ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава МО «Иволгинский район», а также Положения «О публичных слушаниях в МО «Иволгинский район» должен быть вынесен на обсуждении полный текст проекта муниципального правового акта. В данном же случае, как следует из текста в газете, опубликованы были тексты предполагаемых изменений и дополнений в Устав. Кроме этого, Совет провел публичные слушания при отсутствии нормативно правовых актов четко и подробно регламентирующих порядок их организации и проведения. В частности ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования или нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования. В Уставе МО «Иволгинский район» определено, что порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается Советом депутатов. Но действующее Положение «О публичных слушаниях в МО «Иволгинский район» не обеспечивает однозначность и исчерпывающий порядок организации и проведения публичных слушаний. Данный правовой акт носит поверхностный и противоречивый характер и из его содержания не ясно, какой орган определяет место проведения публичных слушаний, каким образом должна проводить свою работу комиссия по проведению публичных слушаний, как определяется ее кворум, как принимаются решения. В результате чего Комиссия самоустранилась от проведения публичных слушаний, а работу и задачи комиссии в действительности выполняли лица, которые не входили в ее состав. Кроме этого, согласно опубликованным изменениям и дополнениям в Устав МО «Иволгинский район», на обсуждение было вынесено 24 поправки. Однако, фактически проведенные публичные слушания свелись к обсуждению только 1 поправки – порядка избрания главы МО «Иволгинский район». Итоговый документ публичных слушаний не отражает ход публичных слушаний. Результат голосования по итогам публичных слушаний не может быть признан законным, так как не отражает действительность. В частности, не был организован подсчет голосов, не учтены предложения, которые поступали в ходе проведения публичных слушаний. В связи с чем, его итоги не могут считаться подведенными. За все допущенные нарушения несет ответственность Совет депутатов, так как согласно Положению «О публичных слушаниях в МО «Иволгинский район» организационно – техническое и информационное обеспечение проведения публичных слушаний обеспечивается органом или должностным лицом, принявшим правовой акт о назначении публичных слушаний. Исходя из чего, просит признать незаконными действия Совета депутатов МО «Иволгинский район» по проведению публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», признать незаконными результаты проведенных публичных слушаний, обязать Совет депутатов устранить допущенные нарушения. Представитель Совета депутатов МО «Иволгинский район» Эрдынеев А.Э., действующий на основании доверенности, считает, что требования предъявлены не обосновано. При этом суду пояснил, что заявитель и его представитель полагают нарушение порядка принятия изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». Данное нарушение, по их мнению, выражается в некоторых незначительных процедурных нарушениях. Первый довод заявителя касается расхождения двух текстов: проекта изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», опубликованного в официальном издании - газете «Жизнь Иволги» от 29.07.2011г., и не вступившего в силу муниципального нормативного правового акта решения Совета депутатов от 01.09.2011 г. №342 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». Совет депутатов в соответствии с требованиями ФЗ – 131, Закона РБ «Об организации местного самоуправления в РБ», Устава МО «Иволгинский район» и Положения о публичных слушаниях за 30 дней до проведения публичных слушаний опубликовал проект изменений и дополнений в Устав в официальном издании. Суть данного действия – граждане, проживающие на территории Иволгинского района, имеют право знакомиться с инициированными изменениями и дополнениями в Устав до публичных слушаний для внесения своих замечаний и поправок. В течение 30 дней, предшествовавших публичным слушаниям, жители Иволгинского района реально могли подавать свои замечания и некоторые действительно подали их. В день публичных слушаний участниками стали не только жители того поселка, где проводились публичные слушания, но и остальных сельских поселений и Комиссия по проведению публичных слушаний никак им не препятствовала. Представители от населенных пунктов выступали со своими предложениями и это зафиксировано в протоколе проведения публичных слушаний от 29.08.2011 г. Итоговое решение Совета депутатов не соответствует тексту, опубликованному в газете «Жизнь Иволги» от 29.07.2011 г. лишь потому, что депутаты учли рекомендации жителей Иволгинского района, высказанные на публичных слушаниях и заявленные до их проведения. Первоначальный текст изменений и дополнений в Устав подвергся замечаниям жителей Иволги и рекомендован к изменению. Совет депутатов не выходил за рамки первоначального текста, замечаний и дополнений к нему. Комиссия по проведению публичных слушаний является самостоятельным субъектом публичных правоотношений. В своей деятельности она руководствуется Положением о проведении публичных слушаний - муниципальным нормативным правовым актом, и в своей деятельности никак не подотчетна и не подконтрольна Совету депутатов, равно как и Совет депутатов не обладает властными полномочиями по отношению к комиссии. Соглашаясь, что Совет депутатов как инициатор публичных слушаний образует Комиссию по проведению публичных слушаний, осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение ее деятельности, и вправе требовать представления результатов публичных слушаний. Все вышеуказанное было Советом сделано, в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение публичных слушаний. Ни о каких действиях и бездействиях со стороны Совета, нарушающих интересы жителей Иволгинского района, не может идти речи. ФЗ – 131, Закон РБ «Об организации местного самоуправления в РБ», Устав МО «Иволгинский район» наделяют исключительной компетенцией по внесению изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» Совет депутатов. Те же правовые акты обязывают перед рассмотрением вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав провести публичные слушания. Публичные слушания являются одной из форм прямого волеизъявления граждан, но, вместе с тем, их результаты не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер. Совет депутатов, используя свое право на инициирование публичных слушаний, назначил их на 29.08.2011 г. Вместе с решением о назначении публичных слушаний в газете «Жизнь Иволги» от 29.07.2011 г. опубликован и проект изменений и дополнений в Устав, и состав комиссии по проведению публичных слушаний, и порядок учета мнений граждан. С момента утверждения персонального состава комиссии Советом депутатов, комиссия приступила к работе. Вплоть до подведения итогов публичных слушаний Совет депутатов не мог и не имел права проявлять активных действий и вмешиваться в работу и комиссии по проведению публичных слушаний и в сам процесс публичных слушаний. 30.08.2011 г. комиссия по проведению публичных слушаний направила в адрес Совета депутатов итоги публичных слушаний. Имея в наличии данные итоги, Совет депутатов вправе был, используя свою исключительную компетенцию, внести изменения и дополнения в Устав МО «Иволгинский район» на основе опубликованного ранее проекта изменений и дополнений в Устав и поступивших рекомендаций по итогам публичных слушаний, что он и сделал на сессии Совета депутатов 01.09.2011 г. Полагает, что все действия (бездействие) Совета депутатов осуществлялись законно и обоснованно. Представитель администрации МО «Иволгинский район» Баханов О.В., действующий на основании доверенности, заявление Дансарунова Б.А. поддержал. При этом суду пояснил, что в официальном публичном издании напечатано решение №334 от 27.07.2011г., и приложения к этому решению от 22.07.2011г., и он бы не стал на их месте утверждать, что это опечатка работников типографии, им какой текст передает заказчик на печать, они его так и набирают. Не может быть порядок проведения публичных слушаний быть решен до назначении самих публичных слушаний. Также действия Советов депутатов являются незаконными, так как они не регистрировали всех желающих участвующих в слушаниях, не довели до них сведений о месте и времени слушаний. В ходе публичных слушаний обсуждался в основном только один вопрос из той информации, которую привел председатель Совета депутатов Цыретаров А.Н. При этом подчеркивает, что именно эта информация была им опубликована. Поступило два предложения о внесении изменений в устав района в части избрания главы района, и не учитывались устные предложения от граждан. Сами результаты не были опубликованы. Также просит признать бездействия Советов депутатов не законными. Председатель Совета депутатов Цыретаров А.Н. напечатал информацию, которая не содержит ни результатов, как таковых, ни количество проголосовавших за и против, ни самих предложений. Обсуждалось активно только два предложения, хотя их было три. Письменные предложения должны были поступать до 26.08.2011г., но устные предложения могли и были заявлены в ходе самих публичных слушаний и были заявлены, что может подтвердить свидетель, но данная информация не была опубликована, поэтому их нельзя считать действительными и законными, соответственно результаты публичных слушаний Советом не опубликовывались. Не опубликован был и сам протокол, не понятно, кто и за что голосовал. Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что заявление Дансаруновым Б.А. подано обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как было установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011 г. за № 334 были назначены публичные слушания на 29.08.2011 г. по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». 29.08.2011 г. эти слушания были проведены и 02.09.2011 г. в газете «Жизнь Иволги» опубликованы их результаты. Оспаривая действия Совета депутатов МО «Иволгинский район» по проведению публичных слушаний, заявитель ссылается на то обстоятельство, что они были организованы и проведены с нарушением действующего законодательства. В частности в соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования. Согласно п.п. 1 ч. 3 ст. 28 вышеназванного нормативного акта, на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Аналогичные положения содержит и Устав МО «Иволгинский район», ст. 34. Вместе с тем, принимая решение о проведении публичных слушаний, районный Совет, вынес на обсуждение не проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», а лишь только текст предполагаемых изменений и дополнений. Далее, в соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В силу ст. 34 Устава МО «Иволгинский район» п. 4, порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается Советом депутатов. Решением Советов депутатов МО «Иволгинский район от 29.11.2007 г. утверждено Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район». Вместе с тем, данное Положение не обеспечивает однозначный и исчерпывающий порядок организации и проведения публичных слушаний. Данный нормативный правовой акт носит поверхностный и противоречивый характер, из его содержания не представляется возможным установить какой орган определяет место проведения публичных слушаний, каким образом должна проводить свою работу комиссия по проведению публичных слушаний, каким образом определяется кворум для заседания этой комиссии, каким образом принимаются решения комиссии, и т.д. Так, в п. 3.4 Положения предусмотрено, что место проведения публичных слушаний определяет комиссия по проведению публичных слушаний с учетом количества приглашенных участников и возможности свободного доступа жителей района. Однако, в этом же Положении, в п. 2.1.2 указано, что место проведения публичных слушаний определяется в решении о назначении публичных слушаний, - то есть до начала работы комиссии по проведению публичных слушаний. Также действующее Положение «О публичных слушаниях в МО «Иволгинский район» не устанавливает порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией, вследствие чего не представляется возможным организовать работу комиссии по проведению публичных слушаний. В частности, в приложении № 2 к решению Совета депутатов от 27.07.2011 г. № 334 о назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» определен порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией. Однако, пунктом 2.1.2. действующего Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район» не предусмотрено, что порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией могут определяться в решении о назначении публичных слушаний. Следовательно, порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией могут быть установлены лишь путем внесения соответствующих дополнений об этом в действующее Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район», что не было сделано Советом депутатов до проведения оспариваемых публичных слушаний. Таким образом, из изложенного видно, что невозможно было организовать и провести публичные слушания по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МС Иволгинский район» без предварительного внесения соответствующих дополнений в Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район», устанавливающих порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией, определяющих орган, в компетентности которого находится вопрос об определении места проведения публичных слушаний и т.д. Поскольку при проведении публичных слушаний 29.08.2011 г. в МО «Иволгинский район» отсутствовали закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах района правила, подробно, четко и однозначно регламентирующие организацию и проведение публичных слушаний, в частности, регламентирующие порядок проведения заседаний комиссии по проведению публичных слушаний и порядок принятия решений этой комиссией, определяющие орган, в компетенции которого находится вопрос об определении места проведения публичных слушаний и т.д., то, следовательно, не были обеспечены установленные п. 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии на участие в публичных слушаниях жителей Иволгинского района, в т.ч. заявителя Дансарунова Б.А. Комиссия по проведению публичных слушаний самоустранилась от проведения публичных слушаний, а работу и задачи данной комиссии в действительности выполняли лица, которые не входили в состав этой комиссии. Так согласно п. 3.4. Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район» предусмотрено, что комиссия назначает секретаря публичных слушаний. При этом, исходя из смысла пунктов 5.2., 5.3. данного Положения, секретарь комиссии, также как и председатель комиссии должен назначаться в единственном числе и из числа членов комиссии. Между тем, из протокола проведения публичных слушаний, а также результатов их проведения, опубликованных в газете «Жизнь Иволги» за 02.09.2011 г. № 34, следует, что в работе комиссии принимали участие в качестве секретарей СОВ, НЕА, БЗЧ, которые не являлись членами комиссии и соответственно не назначались и не могли быть назначены секретарями комиссии по проведению публичных слушаний. Вместо комиссии по проведению публичных слушаний, итоги публичных слушаний (результаты голосования) устанавливали граждане ОДА, ШНА, БМЖ, ФНС, БНП, КТА которые также не являлись членами комиссии по проведению В то же время допрошенные судом в качестве свидетелей члены комиссии по проведению публичных слушаний, КВА, ЖББ, ФАМ, ДВА, АВИ, МТН фактически вышеуказанные обстоятельства подтвердили. В частности, они подтвердили, что комиссия собиралась дважды: 10.08.2011г. и 30.08.2011 г. Однако, четко сказать, что входило в круг их обязанностей, не могли. В частности, допрошенный в судебном заседании член комиссии Федоренко А.М., пояснил, что находился в очередном отпуске и не принимал участия ни в одном заседании комиссии, был только на самих слушаниях. Также членом комиссии была назначена МТН, которая пояснила в суде, что присутствовала на публичных слушаниях 29 августа 2011 г., но пришла туда как представитель от администрации района, а не как член комиссии. В каких-либо заседаниях комиссии не принимала участие, на заседания комиссии, в том числе на первое заседание, не приглашалась. В судебном заседании выяснилось, что члены комиссии не знакомы с Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район», не знали в каких целях и для выполнения каких задач создана комиссия. Допрошенный судом член комиссии ЖББ пояснил, что в связи с публичными слушаниями основной своей задачей, как депутат районного Совета, считал обязательное отстаивание изменений и дополнений в Устав, предложенных районным Советом, каких-либо обязанностей члена комиссии не выполнял, не знаком с этими обязанностям. Из пояснений вышеуказанных свидетелей следует, что они, как члены комиссии, регистрацию участников слушаний не проводили, в подсчете голосов участия не принимали. КВА выступала как основной докладчик, ДВА с другими секретарила, а в последующем составила общий сводный протокол. В связи с изложенной неорганизованностью, необеспечением Советом депутатов деятельности созданной им комиссии по проведению публичных слушаний, комиссия, как указывалось ранее, самоустранилась от выполнения своей работы и фактически не проводила публичные слушания. В частности Комиссией не были исполнены ее обязанности, предусмотренные пунктом 3.4. Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район». В частности, комиссия не регистрировала участников публичных слушаний. Регистрацией по своему желанию занимались лица, не входившие в состав комиссии по проведению публичных слушаний. В частности, допрошенная в судебном заседании член комиссии ДВА пояснила, что регистрацией участников публичных слушаний занимались представители районного Совета и районной администрации - по три человека от каждого органа. Пояснения ДВА подтвердили также остальные допрошенные судом члены комиссии. При таких обстоятельствах не представляется возможным выяснить действительное количество участников публичных слушаний. Свидетели ОГИ, ЛСГ показали, что их не регистрировали в качестве участников публичных слушаний, в то же время их голоса учитывались «счетчиками голосов» при подсчете по итогам голосования. ЛСГ была предоставлена возможность выступить с предложением. Кроме того, свидетель ОГИ показала, что вместе с ней приехали из села Красноярово еще четыре человека, которые также как и она, стояли около закрытых дверей во время публичных слушаний, в то время как в фойе за дверями находилось еще много людей. В отсутствие регистрации участников публичных слушаний, которую осуществляла бы комиссия, не представляется возможным выяснить - являлись ли участниками публичных слушаний ОГИ и ЛСГ, а также неустановленное количество людей, находившихся за дверьми во время проведения публичных слушаний. Кроме этого, судом установлено, что комиссией не учитывались устные предложения, поступившие при проведении публичных слушаний. В нарушение пункта 5.9. Положения «О публичных слушаниях в МО «Иволгинский район», комиссия по проведению публичных слушаний не принимала на своем заседании решение о включении / невключении в итоговый документ устных предложений участников публичных слушаний. Так, свидетель ЛСГ показал, что внес свое предложение в части порядка избрания главы района, заключающееся в том, что глава района избирается на муниципальных выборах и совмещает должность председателя районного Совета депутатов. Данное предложение жителя района ЛСГ не включено в опубликованные результаты публичных слушаний. В то же время комиссия по проведению публичных слушаний не принимала решение о невключении этого предложения в итоговый документ публичных слушаний, как того требует пункт 5.9. Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район». Кроме этого, как следует из решения райсовета о назначении публичных слушаний, на обсуждение предлагались 24 поправки в Устав МО «Иволгинский район» Вместе с тем, как следует из протокола публичных слушаний, а также по опубликованным итогам, обсуждалась только 1 поправка – порядок избрания главы МО «Иволгинский район». Остальные изменения и дополнения, в том числе и письменные предложения, поступившие до проведения публичных слушаний, обсуждению не подлежали. Ссылка представителя Совета депутатов, что с ними были согласны, поэтому приняли их в той редакции, в которой предложил Совет, суд находит не состоятельной, так как она более ничем не подтверждена. Не может быть принят во внимание и довод представителя Совета депутатов МО «Иволгинский район», что все вышеуказанные нарушения были совершены не Советом, а Комиссией по проведению публичных слушаний. В данном случае, в соответствии с пунктом 3.1. действующего Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Иволгинский район», организационно – техническое и информационное обеспечение проведения публичных слушаний обеспечивается органом или должностным лицом, принявшим правовой акт о назначении публичных слушаний. К организационному обеспечению проведения публичных слушаний в данном случае должны быть отнесены, в том числе, организационные мероприятия, предваряющие публичные слушания, как-то: нормативное обеспечение проведения публичных слушаний, то есть, разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и проведения публичных слушаний, так как подобные требования предъявляются действующим федеральным законодательством. Анализируя вышеизложенные доказательства в совокупности, суд находит, что не организация должным образом работы вышеуказанной комиссии повлекли за собой вышеперечисленные нарушения. Исходя из чего действия Совета депутатов МО «Иволгинский район» по проведению 29.08.2011 г. публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов «О внесение изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» нельзя признать законными. По этим же основаниям не могут быть признаны законными и результаты проведенных публичных слушаний. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197, 252 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Дансарунова Б.А. удовлетворить, признать незаконными действия Совета депутатов МО «Иволгинский район» по проведению 29.08.2011 г. публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов МО «Иволгинский район» «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», признать незаконными результаты публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов МО «Иволгинский район» «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». Обязать Совет депутатов МО «Иволгинский район» устранить допущенные нарушения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней. Судья : Т.А. Балачук
публичных слушаний. Данный факт подтверждается протоколом и опубликованными результатами.