31 октября 2011г. решение от 10.10.2011г. по иску И.о. грлавы МО `Иволгинское`, Чимитовой С.З. к Совету депутатов МО `Иволгинский район о признании недействительным нормативно правового акта



Дело – 646 / 11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 г. Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Балачук Т.А.,

при секретаре Жамсарановой Е.А.,

с участием прокурора Бородиной В.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по заявлению и. о. главы МО Иволгинский район, Чимитовой С.З. к Совету депутатов МО «Иволгинский район» о признании недействующим нормативно – правового акта, суд

У С Т А Н О В И Л :

Решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011 г. за № 334, опубликованным в газете «Жизнь Иволги» 29.07.2011 г. № 29, на 29.08.2011 г. были назначены публичные слушания по проекту решения «О внесение изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». Обращаясь в суд, и. о. главы МО «Иволгинский район» Лыктыпов Д – Ц.Р. и Чимитова С.З. просят признать данный нормативный акт недействующим со дня его принятия, так как он принят с нарушением норм действующего законодательства.

В судебном заседании и. о. главы МО «Иволгинский район» Лыктыпов Д. – Ц.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме. При этом суду пояснил, что решение Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011 г. о назначении публичных слушаний является нормативно правовым актом. В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Устава «МО «Иволгинский район», он должен был быть представлен ему для подписания и опубликования. Однако, в нарушение действующий норм, оспариваемое решение райсовета было подписано и опубликовано его председателем, что противоречит действующему законодательству, так как не отнесено к его полномочиям. Исходя из этого, просит признать решение Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011 г. недействующим.

Заявитель Чимитова С.З. в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель заявителя Чимитовой С.З. Дамбаев Ю.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме. При этом суду пояснил, что так же как и и. о. главы района считает, что оспариваемое решение, а именно решение Совета депутатов «МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район», было подписано не правомочным лицом. В частности, так как данное решение носит нормативно – правовой характер, так как адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на многократное применение, то в силу действующего закона, а именно ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Устава МО «Иволгинский района» в течение 10 дней должно было быть представлено и. о. главы МО «Иволгинский район» для его подписания и опубликования. Однако, данное решение было опубликовано в газете «Жизнь Иволги» 29.07.20911 г. за подписью председателя Совета депутатов. Кроме этого, оспариваемое решение имеет Приложения. В частности, согласно Приложению № 2, помимо состава комиссии по проведению публичных слушаний, устанавливается ее кворум для проведения заседаний, порядок принятия решений. Приложение № 3 устанавливает порядок учета предложений по проекту решения и участия граждан в его обсуждении, что является недопустимым, так как это должно устанавливаться Положением о проведении публичных слушаний в МО «Иволгинский район». Таким образом, данными Приложениями, по существу внесены изменения в действующий нормативный акт. Все это также свидетельствует о нормативном характере оспариваемого решения от 27.07.2011 г. Так как оно противоречит действующему законодательству, то подлежит признанию недействующим со дня его принятия. Поэтому просит требования и. о. главы района и его доверителя удовлетворить.

Представитель Совета депутатов МО «Иволгинский район» Эрдынеев А.Э., действующий на основании доверенности, предъявленные требования считает не обоснованными. При этом суду пояснил, что решение райсовета от 27.07.2011 г. за № 334 «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» не является нормативно правовым актом. В частности в соответствии ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава МО «Иволгинский район» Совет депутатов имеет право инициировать публичные слушанья. Это право ими было реализовано. Принятое решение о проведении публичных слушаний направлено на однократное применение, то есть на проведение публичных слушаний, назначенных и проведенных 29.08.2011 г. При этом оно не затрагивает права и свободы жителей Иволгинского района. Это решение носит распорядительных характер, а сам порядок назначения и проведения публичных слушаний регламентирован федеральным, республиканским законодательством и Уставом МО «Иволгинский район». Решение депутатов о проведении публичных слушаний – это их право, закрепленное законом и его подписание другим субъектом, в данном случае и. о. главы МО «Иволгинский район» ставить его в зависимость от воли последнего. Исходя из чего, просит в удовлетворении требований заявителей отказать.

Представитель администрации МО «Иволгинский район» Баханов О.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявления и. о. главы МО «Иволгинский район» Лыктыпова Д – Ц.Р. и Чимитовой С.З. При этом суду пояснил, что также полагает, что оспариваемое решение от 27.07.2011 г. является нормативно правовым актом. В частности, оно затрагивает интересы всех жителей Иволгинского района, подлежит многократному применении, так как его Приложения устанавливают порядок заседания комиссии по проведению публичных слушаний, порядок принятия ею решений и порядок обращения граждан с предложениями и их обсуждение. Исходя из чего, данный нормативный акт должен был быть подписан и. о. главы района, а не председателем райсовета. Так как последний превысил свои полномочия, то подписанное им решение нельзя признать действующим.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что требования и. о. главы МО «Иволгинский район» Лыктыпова Д – Ц.Р. и Чимитовой С.З. заявлены обосновано и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании 27.07.2011 г. Советом депутатов МО «Иволгинский район» было принято решение за № 334 «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район». Данное решение было подписано председателем Совета и опубликовано в газете «Жизнь Иволги» 29.07.2011 г. Оспаривая данное решение, заявители ссылаются на то обстоятельство, что оно носит правовой характер и должно подписываться не председателем, а главой района, в данном случае исполняющим его обязанности.

Не признавая требований заявителей, представитель Совета депутатов МО «Иволгинский район», настаивает, что оспариваемый акт не носит нормативно правового характера, носит административно – распорядительный характер, не направлено на многократное использование и не затрагивает интересы жителей Иволгинского района.

Однако, данный довод не может быть принят судом. Оспариваемое решение районного Совета носит нормативный характер, так как содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Этим решением для жителей Иволгинского района установлены рассчитанные на многократное применение правила подачи предложений к проекту решения о внесении изменений и дополнений в устав района, включающие сроки, форму и порядок подачи письменных предложений, порядок их регистрации районным Советом, требования к содержанию письменных предложений, порядок регистрации участников публичных слушаний, порядок учета устных и письменных предложений участников публичных слушаний, поступивших после установленного срока их приема.

Таким образом, оспариваемое решение имеет все существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт и указанные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Кроме того, Верховный Суд РФ в пункте 10 названного постановления указал, что в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ. Приложение № 2 и 3 к оспариваемому решению подтверждает нормативный характер этого решения, так как фактически вносит дополнения в действующий нормативный правовой акт «Положение о публичных слушаниях в муниципальном образования «Иволгинский район» в части установления порядка проведения заседаний и принятия решений комиссией по проведению публичных слушаний.

Так как оспариваемый правовой акт носит правовой характер, то он в соответствии с п. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должен был быть направлен районным Советом для подписания и обнародования и.о. главы МО «Иволгинский район», который согласно указанной нормы закона имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. Однако этого сделано не было, а оспариваемый нормативный правовой акт был подписан председателем районного Совета Цыретаровым А.Н., тогда как пунктом 5 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера. Эти же положения содержатся в п. / п. 2 п. 4 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 11 и п. 4 статьи 21 Устава МО «Иволгинский район», Исходя из чего, суд полагает, что председатель райсовета вышел за рамки своей компетенции.

Не может быть принят судом и довод представителя Совета депутатов МО «Иволгинский район», что оспариваемое решение не затрагивает интересы жителей Иволгинского района. В данном случае исходя из положений статей 28 и 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», жители Иволгинского района, в том числе и заявитель Чимитова С.З. вправе рассчитывать, чтобы нормативный правовой акт о назначении публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав района, соответствовал требованиям действующего законодательства и Устава района, в том числе, в части подписания его полномочным лицом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Анализируя вышеизложенное, суд находит, что решение Совета депутатов МО «Иволгинский район» за № 334 от 27.07.2011 г. «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» противоречит действующему федеральному законодательству и другим нормативно правовым актам. В связи с чем, признается судом недействующим. В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление и. о. главы МО «Иволгинский район», Чимитовой С.З. удовлетворить, признать решение Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 27.07.2011г. за № 334 «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Иволгинский район» с приложениями № 1, 2, 3 недействующими полностью со дня его принятия 27.07.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья : Т.А. Балачук